Формирование мотивационной сферы в процессе физического воспитания будущих специалистов по физической реабилитации

17_17В статье раскрыты теоретико-методологические аспекты физического воспитания; выявлено направленность мотивационной сферы студентов в процессе физического воспитания. Показано, что физическое воспитание является одним, из средств подготовки всесторонне развитого, профессионально активного специалиста.
Безусловно, одним из средств обеспечения высокого уровня умственной, творческой, профессиональной активности будущего специалиста по физической реабилитации является физическое воспитание, выполняя свои специфические функции, способствует развитию важнейших черт личности.
Вместе с тем, в настоящее время физическое воспитание студенческой молодежи реализуется далеко не адекватно запросам общества в плане всестороннего формирования личности профессионала, готового к высокопроизводительному труду в условиях рыночных отношений.
Цель исследования – раскрыть теоретические аспекты физического воспитания и выявить направленность мотивационных потребностей в процессе физического воспитания будущих специалистов по физической реабилитации.
Задачи исследования: изучить специальную литературу по теоретико-методологическим вопросам физического воспитания; проанализировать мотивы и потребности, которые реализуются в процессе физического воспитания студентов.
По мнению В.Е.Билогур, теория физического воспитания вооружает будущего специалиста знаниями о цели, задачи, средства, национальные традиции, основы и условия функционирования системы физического воспитания молодежи и принципы ее организации, раскрывает сущность и закономерности обучения и совершенствования двигательных действий и развития физических качеств.
Как утверждает В.А.Сутула, главное достижение современной теории физического воспитания заключается в четком формулировании положение о том, что современная система физического воспитания должна базироваться на основе единства физического, интеллектуального и нравственного воспитания.
А.О.Кухтий утверждает, что лишь немногие современные ученые области делают попытку описать и проанализировать особенности организации системы физического воспитания и спорта (В.М.Платоновим, В.В.Кулик, М.С.Герцик, М.В. Дутчак, М.О.Олийник). По мнению М.В.Дутчак (1999.), На современном этапе первичную базу системы физического воспитания должны составлять: спортивные клубы (коммерческие и общественные); службы здорового образа жизни и производственной физической подготовки на предприятиях, учреждениях и организациях всех форм собственности; центры оздоровления, физической рекреации и реабилитации семейного типа; волонтерские службы; самостоятельные занятия. Предложенный подход соответствует прогрессивному в мире территориальному принципу развития физического воспитания и должен заменить унаследованный от бывшего Советского Союза и доминирующий у нас по сей день ведомственный принцип.
Стоит заметить, что на разных этапах развития общества менялись цели, задачи, принципы, формы и методы осуществления физического воспитания.
Т.Ю.Круцевич определяет цель физического воспитания как удовлетворение потребностей отдельных людей и общества в целом в формировании всесторонне духовно и физически развитого человека, способствуя повышению ее жизнедеятельности.
Среди нереализованных возможностей традиционных и нетрадиционных методов физического воспитания, реализация которых крайне необходима современному обществу, В.П.Чаплигин отмечает: сдвиг приоритетов формирования культуры жизнедеятельности человека в сторону его природонаступности, то есть соотношение содержания физической активности с природными закономерностями возрастного развития двигательной функции; максимальное приближение содержания и форм реализации двигательной активности в индивидуально приемлемых для каждого человека; обоснование методов повышения информационной наполненности двигательной деятельности и влияния природных факторов как условия реализации оздоровительных эффектов; использование инновационных педагогических технологий, формирующих здоровье.
Вместе с тем, Б.Леко утверждает, что давно назрела острая необходимость в изменении программных подходов к процессу физического воспитания в учебных заведениях и определении приоритетных направлений развития физического воспитания как процесса, направленного не только на физическое развитие, функциональное совершенствования организма, приобретение основных жизненно необходимых двигательных умений и навыков, но и культурное образование будущей интеллектуальной элиты, осознания им ценности собственного здоровья не только в государственном масштабе, но и индивидуальном, личностном плане.
Для физического воспитания студентов Украины, по мнению А.Домашенко, Р.Раевського, С. Канишевского, характерны: отсутствие конкретного социального заказа производства и
работодателей на физическую готовность выпускников и, как следствие, непонимание со стороны руководства вуза и студентов целесообразности физического воспитания, неэффективность управления этим процессом; недостаточная гуманистическая и профессиональная направленность процесса физического воспитания; неэффективная теоретическая и методическая подготовка студентов по вопросам личной физической культуры; ограниченный арсенал практико-деятельностных компонентов, обеспечивающих совокупность выполнения его функций; низкая действенность дидактического наполнения практических разделов программы физического воспитания; неадекватность форм организации процесса физического воспитания современному менталитету и мотивационной зрелости студентов; отсутствие надлежащих эффективных условий для его эффективного функционирования (достаточного кадрового, научно-методического, медицинского, материально-технического, финансового обеспечения); недостаточная мотивация студентов к собственной физкультурного образования и ее совершенствование; отсутствие научно обоснованной модели дальнейшего развития системы в ближайшем и отдаленном будущем в стране в целом.
Как отмечают авторы, обязательными условиями эффективного осуществления физического воспитания в настоящее время и в будущем являются: достаточное кадровое обеспечение, которое может быть реализовано путем применения как экстенсивного, так и интенсивного подходов; информационное и научно-методическое обеспечение учебного процесса, осуществляемого силами преподавателей и специализированной лабораторией высшего учебного заведения; достаточное финансовое обеспечение за счет бюджетного, внебюджетного и смешанного финансирования; тесная структурный и функциональный макроскопический связь с системой формирования специалистов в целом, школьной и производственной физической культурой, антропологией, валеологией, профилактической медициной, физиологией и психологией труда, безопасностью жизнедеятельности, экологии.0113
Рассматривая физическое воспитание как социальное явление через категории необходимости, деятельности и морали, Т.Ю.Круцевич выделяет основные направления его функционирования: продуктивная деятельность; физическое воспитание; спорт; физическая рекреация; физическая реабилитация; валеология.
Результаты анкетирования 45 студентов II-го курса специальности “Физическая реабилитация” института развития человека университета, проведенного с целью определения направленности мотивационных интересов в процессе физического воспитания, показали, что формы и состояние развития физического воспитания личности зависят от взаимодействия ценностных ориентаций и эффективности ожидаемого результата субъектов – участников данного процесса.
Духовные, нравственные и эстетические потребности, которые реализуются в процессе физического воспитания, в значительной степени зависят от конкретного состояния личности. Опрашиваемые определяли по степени значимости цели физического воспитания. Анализ полученных результатов показал, что приоритетными оказались такие цели: формирование двигательных умений (1); физическое развитие (2); здоровье и хорошее самочувствие (3); общее развитие личности (4); подготовка к физической активности в течение всей жизни (5); физическая подготовка (6); интеллектуальное развитие (7); общественное развитие (8); нравственное развитие (9); самооценка фигуры и здоровья (10); эстетический фактор (11).
На вопрос, какие факторы влияют на качество физического воспитания, студенты ответили в такой последовательности: профессиональная компетенция преподавателя (1); содержание учебного занятия (2); степень
заинтересованности процессом физического воспитания (3); материальная база для занятий (4).
Таким образом, потребности, которые реализуются в процессе физического воспитания студентов, характеризуются гармонизацией и согласованностью всех разновидностей личностной деятельности. Это предоставляет физическому воспитанию специфическую универсальность, обуславливая разносторонность его педагогических функций: воспитательной, социально-организующей, просветительской, оздоровительной, эстетической и др.
Результаты исследования показали, что в процессе физического воспитания социально-этический и спортивно-оздоровительный мотивы являются доминирующими, их удовлетворение способствует гармоничному духовному и физическому совершенствованию личности, развития его творческих сил. Данная особенность мотивации обусловлена ​​тем фактом, что студенты, будущие специалисты по физической реабилитации, осознают практическую ценность физического воспитания в подготовке всесторонне развитой личности профессионала.
Таким образом, реализация гуманистически ориентированных и социально значимых подходов к физическому воспитанию выдвигает новые требования к системе высшего профессионального физкультурного образования, прежде всего в плане ее гуманитаризации и культурологической направленности, обоснование новых направлений подготовки и специализаций с целью широкомасштабного обеспечения сферы физического воспитания, спорта и здоровья ‘я человека высококвалифицированными кадрами.
В перспективе планируется изучение эффективности реализации здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания студентов – будущих специалистов по физической реабилитации

Похожее ...