Воздействия занятий туризмом студентов в течение обучения в вузе на показатели нравственного воспитания

Воздействия занятий туризмом студентов в течение обучения в вузе

Воздействия занятий туризмом студентов в течение обучения в вузе

Воздействия занятий туризмом студентов в течение обучения в вузе на показатели нравственного воспитания

Актуальность проблемы воспитания студенческой молодежи определяется прежде новыми задачами, поставленными государством перед народом, – готовить подрастающее поколение к активному участию в управлении хозяйственными, политическими и общественными делами своей страны.

Воспитанность как свойство личности, характеризующееся совокупностью сложившихся социально значимых качеств, в обобщенной форме отношений человека к обществу и коллективу, к труду, к людям, к самому себе представляет большой интерес. Будучи сложным свойством личности, воспитанность интегрирует культуру поведения, характеризующий повседневные формы поступков, этикет, соблюдение правил поведения в регламентированной форме и манеры поведения. Это показатель эффективности учебно-воспитательного процесса. Воспитанность молодежи оказывается постоянно в повседневном поведении, в конкретных поступках и делах, в высказываниях. Характеризуется воспитанность показателям (набором общественно значимых качеств личности), отражающие качественную сторону воспитанности. Каждый такой показатель служит обобщенным критерием оценки наличия у молодежи соответствующего качества.

Выявление нравственной воспитанности студенческой молодежи в реальном воспитательном процессе требует решения целого ряда задач:

– выделение конкретных показателей нравственного развития студенческой молодежи,
– поиск путей наиболее эффективной и доступной оценки нравственного мира личности,
– получения информации об особенностях и результатах нравственного формирования на определенном этапе развития личности,
– планирование на этой основе воспитательной работы по корректировке того или иного показателя нравственности у конкретного человека,
– систематический учет достигнутых результатов,
– анализ эффективности проведенной работы и научно обоснованное планирование воспитательной деятельности.

Учитывая, что главной задачей независимого правового государства является формирование всесторонне подготовленных людей, а одним из ведущих предпосылок успешного воспитания является общественная среда, нами для решения поставленной цели применен комплексный подход, продиктованный новыми задачами идеологической и воспитательной работы среди студенческой молодежи. Но комплексный подход к воспитанию требует не только общих условий социальной жизни общества в целом, но и особенностей конкретного микросреды, окружающей студентов. Им есть спортивные секции – мощное средство нравственного воспитания. Будучи составной чертой личности, воспитанность интегрирует культуру поведения, характеризующий повседневные формы поступков, этикет, соблюдение правил поведения в регламентированной форме.

Выделение нравственной воспитанности в специальный объект исследования объясняется глубоким взаимосвязью социальных, психологических и педагогических закономерностей развития личности

С педагогической точки зрения необходимости выделения нравственной воспитанности обусловлена ​​тем, что научная организация воспитательного процесса требует постоянной обратной связи – информации о реальных результатах педагогического воздействия, о тенденциях в темпах развития молодежи.

Читайте также  Психофизиологические исследования адаптационных возможностей студентов спортсменов

Целью наших исследований было изучение влияния занятий в туристических секциях на нравственную воспитанность студенческой молодежи. Ведь нравственная воспитанность является важным направлением работы, направленной на всестороннее и гармоничное развитие личности. Она занимает все виды воспитания, определяя человека как общественного субъекта характеризуется активной позицией в усвоении и проявлении социальных требований, поэтому повышение эффективности нравственного воспитания в современных условиях является важной предпосылкой успешного осуществления воспитания в целом.

Image00006

Эффективность такой работы изучена при проведении природного длительного преобразующего педагогического эксперимента с использованием методов экспериментально-теоретического уровня: наблюдение (непосредственное, опосредованное, дискретное, монографическое), имеющие четко сформулированную цель, проводились по предварительно разработанным планам и опирались на соответствующую научно-методическую документацию (схемы протоколов наблюдения и т.д.).

Сведения оценивались на основе:

– единых критериев;
– изучение и обобщение педагогического опыта путем наблюдения, изучения документации, бесед по предварительно составленным программам;
– социологические методы – массовый опрос по четко определенным кругом вопросов, беседы и интервью;
– социометрические, которые базировались на опросе испытуемых с целью установления социально-психологических взаимоотношений.

Учитывая, что туристические секции имеют не только обучать и развивать физические качества молодежи, но и воспитывать, руководители секций планируют свою работу в сочетании с воспитанием высоких моральных качеств студентов, так необходимо будущим учителям, чтобы они в дальнейшем были готовы к моральному воспитания подрастающего поколения.

Моральная воспитанность студенческой молодежи в наших исследованиях оценивалась по очерченным кругом качеств личности (патриотизм, исполнительность, трудолюбие, бережное отношение к общественному имуществу, природы, дисциплинированность, коллективизм, общественная активность).

Изучение нравственной воспитанности студенческой молодежи включало в себя учет самых проявлений личности (устные, письменные высказывания, эмоциональные реакции, отношение к окружающей среде, общий характер поведения конкретных студентов), который проводился постоянно в течение всего учебного года. При этом исследователи руководствовались положениями, сформулированными М.Монаховим и И.Марьенко, о том, что выявление уровня воспитанности – это не кратковременная кампания, а повседневная, кропотливая работа, которая является составной частью всего воспитательного процесса.

Методологическую основу этих показателей составляет точка зрения педагогов о том, что личность следует оценивать по ее действиями

Учитывая, что воспитанность студенческой молодежи постоянно проявляется в повседневном поведении, конкретных поступках и делах, высказываниях, отношении к окружающим, о ней мы судили по набору общественно значимых качеств личности (бережное отношение к общественному имуществу, природы, коллективизм, общественная активность, дружба и общительность , любовь к учебе, труду), которые отражают качественную сторону воспитанности.

Проблема воспитания общественной активности молодежи в наши дни находится в центре внимания государства, всех социальных институтов, определяющих направления воспитания поколений людей. Общественная активность предполагает осознанную деятельность человека, коллектива в интересах общества, сознательное, добровольное и творческое исполнение личностью социальных функций, что проявляется в ответственном отношении к труду и обучению, преобразования принципов общественной морали в глубокие личные убеждения, руководство к действию.

Читайте также  Психолого-педагогические аспекты учебной мотивации студентов

Учебно-тренировочная деятельность по активному туризму студенческой молодежи представляет собой один из видов общественной деятельности. Общественная направленность тренировочной деятельности в туристических секциях определяется тем, что в ней каждый молодой человек постоянно обогащает свои знания, повышает уровень, морально и физически совершенствуется.

В учебно-тренировочной деятельности студенческой молодежи реализуются требования общества к воспитанию ее общественной активности, постепенно растущего всестороннего развития

Для каждой нравственного качества мы определили признаки, присущие уровням нравственной воспитанности, и оценивали их по пятибалльной системе, которая предусматривает высокий, средний, низкий, неустойчивый негативный и устойчивый негативный уровне.

Как видно из представленных материалов, в течение четырех лет динамика показателей нравственной воспитанности студентов имела положительную тенденцию. Из года в год росла их общественная активность, улучшалось отношение к учебе, труду, природе, общественной собственности, росло чувство коллективизма, дружбы и товарищества. Так, по отношению к показателям начала первого года обучения общественная активность студентов после первого курса была выше на 7,2%, второго – на 21,4%, третьего – на 38,8% и четвертого – на 25,6%. Показатели отношения к учебе выросли соответственно на 13,1%, 20,3% и 18,4%; показатели отношения к общественной собственности выросли соответственно на 6,4%, 12,3%, 12,9% и на 13,2%.

Заметнее оказалась динамика показателей коллективизма, дружбы и товарищества. Так, показатели коллективизма первокурсников на конец первого учебного года выросли на 4,1%, на конец второго учебного года – на 6,3%, на конец третьего курса – на 16,8% и на конец четвертого курса – на 26,3% . Показатели дружбы и товарищества выросли соответственно на 3,2%, 6,7%, 14,6% и на 28,9%. Показатели отношения к природе выросли соответственно на 6,4%, 12,3%, 12,9%, и на 13,2%.

Таким образом, регулярная работа в спортивных секциях положительно повлияла на показатели нравственной воспитанности студенческой молодежи за период обучения. Поэтому руководители спортивных групп из активного туризма видят своей задачей расширение сети спортивных секций с целью привлечения к ним как можно большего количества студентов, чтобы они имели возможность не только учиться, но и воспитывать в себе лучшие моральные качества будущего учителя-воспитателя, которые так необходимы в работе с подрастающим поколением.

Похожее ...