Создание здоровьесберегающей среды в высшем учебном заведении

Создание здоровьесберегающей среды в высшем учебном заведении

Создание здоровьесберегающей среды в высшем учебном заведении

Создание здоровьесберегающей среды в высшем учебном заведении

В связи с ухудшением здоровья населения страны, снижением показателей физического развития и здоровья молодежи в целом и студенчества в частности, следует считать необходимым реализацию программ создания здоровьесберегающего образовательного пространства.

К сожалению, по данным научных исследований, реальная ситуация демонстрирует низкий уровень применения здоровьесберегающей потенциала образовательных учреждений. В результате нерациональной организации учебного процесса, несоответствия методов и средств обучения потребностям культуры профессионального здоровья будущих специалистов, низкой эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности, высоких академических нагрузок, вредных привычек вызывается неэффективное использование здоровьесберегающей потенциала учебных заведений.

В целом здоровьесберегающие аспекты образовательного пространства взаимосвязаны с существенными его особенностями, раскрываются в разнообразии гуманистического подхода. Поэтому приоритет субъектности в отношениях: «преподаватель- студент», что и способствует формированию здоровьесберегающей образовательного пространства, не вызывает сомнения.

Однако, здоровьесберегающих целостность образовательного пространства, как объективная жизненная необходимость существования человека, связана с определенными условиями, обеспечивающими жизнедеятельность индивида от приветственного к социальному уровней.

Среди существенных факторов здоровьесберегающей влияния образовательного пространства на студенчество необходимо выделить личностную значимость, благодаря которой становится возможным формирование культуры и ценностного отношения к здоровью.

Образовательную среду современного высшего учебного заведения понимается как гуманитарно личностно развит пространство, в котором воспитание осуществляется реальными отношениями, в которые вовлекается субъект. Поэтому целенаправленное управление развитием личности в указанном среде является природосоответствующем, осуществляется в различных формах психолого-педагогической помощи и стимулирования саморазвитию.

Важным аспектом здоровьесберегающей образовательного пространства является эстетическая составляющая

Итак формирования культуры здоровья студентов становится возможным благодаря становлению эстетических ценностей у студенческой молодежи, оформлению образа духовности и телесности как составляющих собственного «Я-образа», предпосылкой чего является реализация здорового образа жизни, уважение к собственному здоровью.

Цель исследования. Таким образом, целью нашей статьи является определение условий создания здоровьесберегающей образовательного пространства как существенного фактору формирования культуры профессионального здоровья будущих специалистов.

Результаты исследования. Так весомым фактором создания здоровьесберегающей образовательного пространства является характер содержания обучения и уклада жизни высшего учебного заведения, необходимо определить условия по для создания такой среды.

Впрочем, среди неблагоприятных факторов, влияющих на здоровье молодежи, необходимость выделить – гиподинамию, невыполнение гигиенических требований, невозможность выдерживать академические нагрузки, нерациональное питание, нарушение режима сна и отдыха, отсутствие элементарных знаний о здоровье, здорового образа и стиля жизни.

Следовательно, указанные факторы сопровождают повседневную жизнь студентов и воспринимаются молодежью как обычные и обыденные. Таким образом образуется нездоровый образ жизни, что становится нормой. Кроме этого, по замечанию медиков, преподавателей, ученых, наблюдается катастрофическое ухудшение физического, психического и нравственного здоровья молодежи. То есть традиционный педагогический процесс не здоровьесберегающей.

Среди факторов риска, связанных с образовательным процессом, можно выделить:

– Стрессовую педагогическую тактику (боязнь не сдать экзамен, быть отчислен и т.д.);
– Интенсификацию академического нагрузки;
– Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям студенческой молодежи;
– Нерациональная организация учебной деятельности;
– Отсутствие системы формирования здорового образа жизни, укрепления и сохранения здоровья.

Весомым фактором снижения показателей здоровья является нежелание студентов беспокоиться о своем здоровье, пренебрежение здоровым образом жизни. Ни семья, ни учебные заведения, к сожалению, не учат личность, как необходимо заботиться о собственном здоровье, не формируют культуру здоровья, в рамках которой оформляется ценностное отношение к жизни, собственному здоровью и окружающим. Следовательно, не создаются условия для формирования чувства ответственности за собственное поведение и его последствия и не реализуется установка на здоровый образ жизни. Именно поэтому ученые настаивают на необходимости разработки и воплощения педагогических технологий в соответствии с закономерностями становления и развития организма, принципа природосообразности, а потому и здоровья язберигаючим.

Если обратиться к сущности здоровьесберегающих технологий, то М.К. Смирнов считает, что существенными их аспектами являются:

– Индивидуализация педагогических воздействий;
– Творческий характер образовательного процесса;
– Наличие психологических и психотерапевтических составляющих в деятельности педагога.

Одной из важных задач высшей школы является формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов.

Для реализации этой задачи, по мнению Е. Е. Чепурных, эффективны следующие мероприятия:

– формирование социальных норм здорового образа жизни;
– выявление причин, противодействуют здоровому образу жизни, а также «факторов риска» потери здоровья;
– формирования здоровьесберегающей среды.

В связи со сказанным следует заметить, что профессиональное здоровье как образовательная ценность не может быть не связано с важными ее компонентами, а именно – содержания образования и процесса обучения (организация, методы, приема).

Профессиональное здоровье – интегральная характеристика функционального состояния организма с физическими и психическими показателями для оценки его способности к определенной профессиональной деятельности с заданной эффективностью и длительностью в течение определенного периода жизни, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающих такую ​​деятельность.

Показателями профессионального здоровья является работоспособность, что отражает указанные способности человека. Впрочем следует различать понятия работоспособности и способности к трудовой деятельности, используется в лечебно-трудовой экспертизе и отражает способность к труду (без четкой конкретизации), что зависит от состояния здоровья рабочего, а также дееспособность как юридически- понятие.

Однако работоспособность правильно было бы рассматривать как максимум работы, может выполнить человек (Г. Леман). Такое определение помогает раскрыть понятие профессиональной трудоспособности – максимально возможной эффективности деятельности специалиста (или максимально возможная производительность), обусловленная функциональным состоянием его организма с учетом ее физиологической стоимости (В. Шостак).

Впрочем физиологическая стоимость труда – количество задействованных физических и психических резервов организма в процессе деятельности

То есть понятие «профессиональная работоспособность» связывает в единый комплекс функциональное состояние организма, его изменения в том или ином виде деятельности и поэтому психическое, физическое и социальное благополучие.

Читайте также  Здоровьесбережение как необходимая образовательная инновация

Высшее учебное заведение – это социокультурный институт, который обеспечивает возможность реализации индивидуальности, специалиста с высокими показателями адаптивности, работоспособности и направленностью к саморазвитию. Этот вопрос является ключевым для практики обучения и воспитания нового поколения способного к активному участию в развитии общества, актуализируя нуждаются в индивидуальном творчестве, ответственности, осознание своей уникальности и ценностного отношения к собственному здоровью и жизни.

Стоит отметить, что управление педагогическим процессом с целью улучшения здоровья становится возможным на двух уровнях: 1) управление деятельностью студентов; 2) управление деятельностью педагога – организатора учебно-воспитательного процесса.

На первом уровне главными выступают педагогические средства (меры по улучшению здоровья). В практике высшей школы – это содержание, принципы, методы обучения и воспитания, формы организации, средства и стили обучения и др.

Реализация здоровьесберегающих технологий в высшей школе требует совершенствования форм управления педагогической деятельностью. Следовательно, необходимо создать условия для выполнения задач оздоровления студентов, планирование и применение педагогических средств, которые необходимы в формировании потребности в здоровом образе жизни молодежи. Все это вызывает необходимость вносить коррективы в педагогический процесс для получения оздоровительного результата.

Известно, что эффективным средством оздоровления является физическое воспитание

Поэтому мы считаем, что в соответствии с потребностями здоровьесберегающей среды необходимость переориентации деятельности кафедр физического воспитания. Собственно кафедры физического воспитания что прежде должны формировать здоровый образ и стиль жизни студентов. Именно здесь реализуется конструкт эстетического восприятия собственной телесности, необходимости физического совершенствования, укрепления и сохранения здоровья, в том числе и профессионального. То есть, кафедра физического воспитания, прежде всего, культурный центр высшей школы, где есть возможность получить консультацию относительно самостоятельных занятий по физической культуре, рационального питания и закаливания, психотренування и семейного физического воспитания, овладение определенной оздоровительной методике, научиться поддерживать, сохранять и укреплять здоровье возможными средствами и методами.

Таким образом, физическое воспитание и физическая культура студента раскрывает безграничные возможности для гармоничного развития человека, ответственного и ценностного отношения к себе, своему здоровью и жизни и окружающих. В рамках физической культуры студент приобретает знаний и умений в отношении собственных двигательных способностей, мобилизации психических и физических резервов.

Так, занятия спортом, физическая активность студентов способствуют активизации и совершенствованию обмена веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем в условиях мышечной деятельности, ускоряют процесс включения в деятельность и функционирование систем кровообращения и дыхания. Оздоровительный и лечебный влияние физических упражнений на организм становится более эффективным, если они сочетаются со средствами закаливания в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн, массажа.

Следовательно, регулярное применение физических упражнений и закаливания повышает жизненный тонус организма студентов, их иммунитет, улучшает функции вегетативной системы, работоспособность и предупреждает преждевременное старение.

Бесспорно, физическая культура способствует улучшению показателей физического развития, функционального состояния и психофизиологических возможностей организма студентов

В процессе занятий по физическому воспитанию формируются личностные свойства и психофизическая готовность к профессиональной деятельности.

Поэтому актуальными являются психологические аспекты, способствующие изменением системы взглядов индивидов на соотношение процессов физической активности (физическая культура, спорт, физический труд), духовно-нравственных и нормативных убеждений (уважительное отношение к общечеловеческим ценностям – любви, красоты, здоровья, добра ), используя комплексную оценку их влияния на личность: биологического (здоровье), нравственного (ценностные ориентации, отношение к нормам), психолого-педагогического (определение приоритетов, перестройка программ воспитания и образования).

Стоит отметить, что стратегия лечения болезней, которая сейчас доминирует, должна уступить стратегии сохранения и развития здоровья, здоровьесберегающей среды, где важная роль принадлежит собственно физической культуре как составной культуры общего и профессионального.

По справедливому выражению К. Бальсевич и Л.И. Лубышева, физическая культура основывается на деятельности, направленной на социальное преобразование тела человека, его физического состояния

Итак, физическая культура привлекает сформированы средства, механизмы и результаты деятельности. А также связанные с ней нормы, правила поведения, эмоциональные реакции, знания, интересы, потребности, ценностные ориентации. А также соответствующие социальные институты и отношения. Именно поэтому специалисты по физической культуре настаивают на необходимости формирования культуры здорового образа жизни у студентов высшей школы, разработке авторских программ по физической культуре, физическому воспитанию, созданию здоровьесберегающей среды и технологий.

По мнению И.И. Сулейманова, В.И. Михалева, важно ввести общую физкультурное образование. В то же время, В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов отстаивают необходимость физкультурного образования, а Л.И. Лубышева – применять физическое воспитание на методологических принципах связи духовного, нравственного и физического развития человека. Мы считаем, что идеи, которые развивает Л.И. Лубышева в собственных научных статьях, является приемлемым. Именно комплексный подход к формированию здорового образа жизни в сочетании составляющих здоровья – духовного, душевного и психического является оптимальным и удовлетворяющим разнообразия потребностей студенческой молодежи.

Но следует заметить, что в основном в высших учебных заведениях превалирует установка на физическое воспитание как подготовку к спорту высших достижений. Поэтому и успехом физического воспитания и до сих пор считается спортивный результат. По указанным показателем оценивается деятельность и результативность тренеров и преподавателей. Вследствие этого физическое воспитание предстает в виде сборок нормативов. А знаний по укреплению здоровья студент не получает. Сформированность потребности в здоровом образе жизни студента не привлекается к оценке успешности физического воспитания.

Стоит заметить, что реализация здорового образа жизни является основой гуманитарной культуры студента

Кроме этого, следует отметить, что интеграция обучения и воспитания будет способствовать оформлению студентов мотивации относительно профессионального здоровья, сформированности практических навыков здорового образа жизни. А также нормативного поведения ответственного отношения к отношениям с окружающими как залога оптимального репродуктивного здоровья и счастливой супружеской жизни.

Читайте также  Воздействия занятий туризмом студентов в течение обучения в вузе на показатели нравственного воспитания

По замечаниям В.А. Щербины, когда человек начинает реализовывать здоровый образ жизни, то происходят следующие трансформации:

– изменения в мировоззрении, то есть существенными и приоритетными становятся духовные ценности, исчезает экзистенциальный вакуум и оформляется смысл жизни;
– исчезает физиологическая и психическая зависимость от алкоголя, табака и наркотиков;
– преобладание хорошего настроения, что связано с образованием эндорфинов в организме человека;
– увеличивается жизненный объем легких, сердце начинает работать более экономно, что приводит к увеличению его долголетия;
– половая зрелость у подростков происходит позже, что способствует сближению во времени половой и социальной взрослости.

Стоит заметить, что весомым вкладом в решение задачи создания здоровьесберегающей среды является организация при кафедрах физического воспитания специальных курсов. А также раскрывающих основы самоорганизации здорового образа жизни с привлечением для его создания физиологов, психологов, социологов, философов и представителей гуманитарных дисциплин, специалистов, могут предоставить студентам глубокие знания о функционировании человеческого организма, средств. А также технологий укрепления и сохранения здоровья, совершенствования собственного телесного образа, экологии, гигиене интеллектуального и физического труда, семейной жизни и других сфер жизнедеятельности человека.

Кроме этого, кафедры физического воспитания должны повысить психолого-педагогическое содержание физической культуры как академической дисциплины, реализовывать здоровьесберегающие образовательные технологии, акцентируя внимание именно на формировании у студентов осознанного отношения к здоровому образу жизни, как важной предпосылки укрепления и сохранения здоровья.

В процессе анализа результатов тестирования испытуемых по методике Д.А. Леонтьева «Тест смысложизненных ориентировок» выявлено: доминирующим показателем является преобладание локус контроля – Я (Я – хозяин жизни).

То есть, в исследуемых преобладает представление о себе как о сильной личности, обладающей свободой выбора для развития собственной жизни в соответствии с выбранными целями и смыслами. Одновременно наблюдается средний уровень показателя «цели в жизни», что означает рациональность и взвешенность жизненных целей.

То есть характерна осознанная устремленность к реализации житейских целей и учета жизненных обстоятельств. Средний уровень по показателю «процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни», интерпретируется как восприятие собственной жизни исследуемыми в среднем как достаточно интересного и наполненного смыслом. А также направленность в будущее и рациональность.

Итак, исследуемые достаточно довольны своей жизнью, планируют будущее и не является гедонистами, живущих только настоящим моментом.

Средний уровень по показателю «результативность жизни и удовлетворенность самореализацией» позволяет утверждать, что исследуемые находятся в процессе самореализации, им еще трудно оценивать результаты собственной жизни. Потому что все еще впереди, но средние баллы является показателем нейтрального отношения к результативности и производительности собственной жизни.

Средний уровень по показателю «локус контроля-жизнь или способность к управлению жизнью» позволяет сделать вывод о наличии ощущения в исследуемых способности управлять собственной жизнью. А также учитывать обстоятельства, реалии жизни и собственные силы и возможности.

Средний уровень по показателю «общий показатель жизненных ориентировок» позволяет заметить, что в целом лица, принявшие участие в опыте достаточно целенаправленными, заинтересованными жизнью. А также способны управлять собой и чувствуют свою ответственность за принимаемые решения.

В то же время, рациональность, практичность, устремленность к успеху является залогом самореализации, достижения жизненного успеха, а следовательно и ощущение счастья и удовлетворенности жизнью в будущем

Таким образом, на основании полученных данных по методике Д.А. Леонтьева «Тест смысложизненных ориентировок», можно утверждать, что исследуемые – будущие педагоги достаточно довольны своей жизнью, направленные на самореализацию и достижение жизненного успеха. Ощущение себя субъектом собственной жизни является важным фактором в реализации жизненных целей и смыслов, опосредующие жизненные планы и проекты.

Кроме этого, по результатам определения показателей физического развития и здоровья выявлено, что студенты, которые занимались физической культурой по специализированной программе, демонстрируют лучшие показатели, чем их сверстники. Нами установлена ​​эффективность использования средств физическому воспитанию для улучшения физического развития, физической подготовки, функционального состояния репродуктивной системы женщин.

Следовательно, учет индивидуальных морфофункциональных характеристик девушек, стимулирование заинтересованности на занятиях двигательной активностью способствует формированию мотивации к занятиям физической культурой и улучшает состояние здоровья в целом и репродуктивного частности. Кроме этого, у студентов оформляются смысложизненные ориентации, активная жизненная позиция, ответственное отношение к себе и собственного места в социуме.

5
Выводы

Таким образом, образовательное пространство здоровьесберегающей направленности развивается на основе сочетания принципов дифференцированности, аксиологичности, многоаспектности, последовательности и др. При этом приоритетным принципом является превалирование творчества как основы взаимоотношений в системе «преподаватель-студент». Впрочем понятие «здоровый образ жизни» следует рассматривать как интегрированный показатель взаимосвязи образа жизни и здоровья индивида. Здоровый образ жизни объединяет важнейшие аспекты профессиональной, общественной и бытовой деятельности человека. Которые являются оптимальными для здоровья и развития. Он определяет определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и сохранения здоровья. Поэтому здоровый образ жизни связан со спецификой уровня, качества и стиля жизни индивида.

Важным фактором реализации здорового образа жизни в высшем учебном заведении является формирование физической культуры студента – интегративной личностной свойства, формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к собственному здоровью. К организации здорового образа жизни, накопления опыта применение знаний, умений, навыков в практике организации здорового образа жизни.

Комплексный подход в формировании физической культуры студентов высшей школы делает возможным воплощение здорового образа жизни в практику жизнетворчества будущего специалиста. А также укреплению и сохранению здоровья в целом и репродуктивном в том числе.

Похожее ...