Новые приоритеты педагогического процесса в высших учебных заведениях

atletikaclub.ru007Современные концепции национальной системы физического воспитания определяют новые приоритеты педагогического процесса в высших учебных заведениях, характеризующихся направленности на улучшение здоровья студентов.
Сегодня не вызывает сомнений наличие высокого взаимосвязи между организацией, методиками физического воспитания и состоянием здоровья студентов на этапе обучения в вузе. Однако, как свидетельствуют научные исследования, только 10% молодежи могут считаться здоровыми, остальные 90% – имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья или определенную стадию заболеваний. Это означает, что необходимо осуществлять дальнейшие исследования направлены на разработку эффективных педагогических технологий в физическом воспитании студентов.
По оценкам специалистов, студенты относится к группе населения с повышенным риском заболеваний. По данным М.М. Бобыревой (2008), среди студенческой молодежи большой процент имеют неудовлетворительных состояние здоровья, низкий уровень физического развития, избыточную массу тела: наличие серьезных отклонений в состоянии здоровья наблюдается в 20,6% студентов.
Следует заметить, что у исследователей совпадает мнение относительно изменения профиля патологии с преобладанием хронических неэпидемические болезней, в возникновении которых решающую роль играет образ жизни. Между тем, у специалистов не возникает сомнений, что главным фактором сохранения зхдоровья наряду с другими факторами является здоровый образ жизни. По оценкам специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни, на 20% – от наследственности, на 20-25% – от состояния окружающей среды (экологии) и на 8-12% – от работы системы здравоохранения.
Методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, теоретическое моделирование, обобщение данных специальной литературы.
Результаты исследования. На данный момент невозможно выделить одно, общепризнанное толкование понятия “здоровье”. В значительной степени это обусловлено тем, что имеющиеся понятия “здоровье” имеют в своей основе различные методические подходы и критерии. Как отмечает Н. В. Панкратьева с соавторами разнообразие взглядов на сущность понятия здоровья и безрезультатность попыток найти единственную, согласованную мнению объясняется тем, что здоровье представляет из себя очень сложное явление, характерные и наиболее значимые стороны которого очень сложно обобщить коротко и однозначно.
Один из принципов, который чаще всего используется в научной и научно-методической литературе, является сопоставление двух качественно разных состояний: нормального физического (ему соответствует понятие “здоровье”) и патологического (синонимы которого – болезнь, “плохое”) здоровья . Большая часть определений последнего составляет имеет в виду именно такой полярный деление. Однако, подобный подход является достаточно продуктивным.
В действительности между болезнью и здоровьем существует много переходных состояний. Так, более двух тысячелетий назад Гален, например, выделял таких три степени: здоровье, болезнь и промежуточное состояние – “ни здоровья, ни болезнь”. Авиценна создал классификацию из шести категорий: первые четыре соответствовали различным градациям здоровья, а последние две – состояния патологии различной степени.
Способность выполнять общественные, и прежде всего трудовые, производственные функции – – важный критерий здоровья человека. “Потеря способности полноценно выполнять трудовые функции – является наиболее распространенным и наиболее выдающимся для человека, семьи, общества социальным последствием болезней человека … Потеря способности полноценно работать в конкретном окружении выступает объективным, достаточно определенным и приемлемым для практической работы критерием начала большой группы болезней людей”.
Сегодня, специалисты выделяют определенные факторы внешнего характера, которые влияют на здоровье индивида, но не зависят от конкретной, отдельной личности, от проявления в ней “свободы воли”. Наследственность, экология, химизация, условия жизни, состояние и возможность медицинского обслуживания – все это влияет на здоровье человека. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, позитивное состояние ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие. Загрязненные воздух, вода, вредные привычки (курение, алкоголь и наркомания) взрослых – негативно влияют на еще неокрепший организм ребенка.
Суть данной методики оценки состояния здоровья детей и подростков заключается в учете показателей физического развития и функционального состояния систем организма. Необходимые операции по получению цифровых показателей предусматривают определение: ЖЕЛ, ЧСС, АД в состоянии покоя; массу тела, длину тела, динамометрию кисти; индекс Руфье; жизненный индекс; силовой индекс; индекс Робинсона. Все указанные показатели оцениваются в баллах по соответствующей таблице. Добавив баллы и сравнив полученный результат со шкалой таблицы, получим оценку уровня соматического здоровья – низкую, ниже среднего, среднего, выше среднего или высокую.
Приведенная система оценки позволяет выделить группу риска (средний уровень) детей и проводить с ними специально направлены Профилактика-оздоровительные мероприятия. Дети и подростки с низким уровнем здоровья, скорее всего, могут иметь различного рода патологические отклонения и должны пройти углубленное медицинское обследование.
Другой характеристикой состояния здоровья является учет количества случаев заболеваний на 100 студентов, количество дней болезни на каждые 100 студентов, процент болел (в течение года) более четырех раз.Athletic Runner Training in a park for Marathon. Fitness Girl Running outdoors
Более информативным является так называемый “индекс здоровья”. Этот показатель учитывает количество здоровых студентов (1 группа) и практически здоровых (2 группа) к общему числу обследованных. Например, всего обследовано 250 студентов, из них 100 отнесены к первой и 75 во вторую группу здоровья. В этом случае индекс здоровья будет 100 + 75 = 175; 175: 250 х 100% = 70%.
Предлагается и комплексная оценка, учитывающая все основные составляющие здоровья, – сознательное отношение к своему здоровью, двигательная активность, рациональное питание, правильный жизненный режим и отсутствие вредных привычек, – “индивидуальный тест здоровья”. В этом тесте предлагается оценивать в баллах утреннюю гимнастику; путь в школу (на работу); массу тела; курение; питания; производственную гимнастику; регулярность занятий физическими упражнениями и потребления алкогольных напитков.
После подсчета выделяют три образа жизни: здоровый образ жизни (25 баллов), достаточно здоровый образ жизни (25-50 баллов) и неправильный образ жизни (более 50 баллов).
По мнению некоторых специалистов с целью оценки здоровья индивида, в соответствии с современными представлениями о категории “здоровье”, целесообразно в качестве главных критериев использовать следующие показатели: уровень физического развития, степень его гармоничности, соответствие биологического возраста календарному; уровень фукционування главных систем организма; уровень физической подготовленности; степень устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды; наличие или отсутствие хронических заболеваний.
1. На сегодняшний день не существует единого, комплексного определения категории “здоровье”. Рассматривается категория здоровья в нескольких аспектах, среди которых главными выступают: Психогигиенические, соматический, физический и социальный.
2. Оценка состояния здоровья также характеризуется соответствующими аспектами и поэтому не имеет комплексного подхода.
3. В физическом воспитании предлагается ряд схем и методик, основу которых составляют функциональные и морфологические показатели организма и некоторые привычки как факторы индивидуального образа жизни.
Перспективы дальнейших исследований могут заключаться в углубленном изучении методов улучшения состояния здоровья, морфофункциональных показателей и физических качеств; поиска путей управления индивидуальным здоровьем студентов в высших учебных заведениях, по состоянию отнесены к специальным медицинским группам.

Читайте также  Психофизиологические исследования адаптационных возможностей студентов спортсменов

Похожее ...