Физическое самовоспитание студентов, специализирующихся в игровых видах спорта

Физическое самовоспитание студентов, специализирующихся в игровых видах спорта

Физическое самовоспитание студентов, специализирующихся в игровых видах спорта

Физическое самовоспитание студентов, специализирующихся в игровых видах спорта: психолого-педагогические аспекты

Известно, что в основе всякой работы над собой лежат волевые усилия человека в связи с жизненно важными отношениями. Именно в таком аспекте следует изучать, по мнению автора данного исследования, самовоспитания. При этом необходимо учитывать особенности самовоспитания и проявлений волевых усилий у людей с разными темпераментами. Точное научное определение темперамента связано с большими трудностями, и поэтому мы ограничимся определением доминирующих черт характера, которые чаще всего и наиболее ярко проявляются и в то же время дают достаточно полное представление о характере в целом.

Внешние социальные условия, воспитание в широком смысле слова и коллектив формируют у человека отношение к труду, коллективу, государства, образования и т. Это отношение – движущая сила в жизни человека, на основе которой формируются жизненные идеалы, важные цели. Оно заставляет человека влиять на внешний мир и менять его во имя достижения цели, а также изменять и самого себя, то есть совершенствовать всю систему жизненно важных отношений. Так совершенствуется сама личность в борьбе за достижение цели. Эти отношения, как движущая сила в деятельности человека, обусловливают ее влияние на внешний мир и самовоспитания не автоматически, потому что они требуют соответствующих волевых усилий.

Если человек способен на волевые усилия, то отношения потеряют действенную силу, в результате чего ослабляется или вовсе прекращается влияние человека на внешний мир и на самого себя. Вот почему следует считать, что решающую роль в самовоспитании, как и в любой волевой деятельности, играет волевое усилие. Вместе с тем самовоспитания, связано с систематическими упражнениями в преодолении трудностей и препятствий, развивает способность к волевым действиям. Самовоспитания – сознательная волевая деятельность. Решающее значение в самовоспитании имеет способность человека к волевым усилиям.

Чтобы решить проблему о мере развития способности к волевым усилиям, надо выяснить различие между трудом и препятствиями.

Рассмотрим примеры самовоспитания

Сравнив деятельность условно I-й с условно II-й человеком, можно сделать вывод, что, преодолевая одинаковые препятствия, разные люди сталкиваются с различными трудностями, в зависимости от своих индивидуальных особенностей. И-и, например, очень трудно делать что-либо медленно – она ​​без особого труда успевает в нескольких местах управлять работой; тогда как для II-ой – это самое дело.
Внешние препятствия одинаковые, а трудности их преодоления разные. Кроме того, для одного и того же человека преодоления одинаковых препятствий тоже может быть связано с различными трудностями, в зависимости от ее состояния. Поэтому надо различать понятия «препятствие» и «трудности».

С этого сопоставления видно, что степень развития способности к волевым усилиям у каждого человека определять по тем трудностями, она преодолевает, нельзя, потому что преодоление больших трудностей еще не свидетельствует о способности к большим волевых усилий, ведь чем слабее воля, тем больше для нее есть трудности преодоления препятствий. Трудности могут быть очень большими, а препятствия сравнительно незначительными. Нельзя определять степень развития свободы и по внутренним препятствиями, которые человек преодолел. Внутренние препятствия целиком зависят от индивидуальных особенностей человека. Чтобы определить степень развития способности к волевым усилиям, надо сопоставить объективную внешнюю преграду, которую преодолела человек, с его индивидуальными особенностями и физическим состоянием в момент преодоления препятствия.

Известно, что физиологической основой трудностей является борьба процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. Под трудностями преодоления определенной препятствия надо понимать нервную работу, которая нужна для его преодоления. Преодоление различных препятствий – это «нервная задача различной степени тяжести». Чем сильнее является противодействие реальной действительности, тем более волевое усилие требуется, чтобы ее преодолеть. Воздействия, которые испытывает человек, следует различать в соответствии с разновидности ее деятельности. Все влияния, которые помогают достичь цели, являются благоприятными (положительными). Все внешние воздействия, которые препятствуют достижению поставленной цели, является противодействующими.

Выполнению принятых решений могут препятствовать не только влияния внешней среды, но и внутренние раздражители, которые испытывает кора больших полушарий в случае заболевания организма.

Эти раздражения также противодействующими

Вместе с тем, способствующие и противодействующие влияния противоречивые по своей сути по целенаправленной деятельности человека. Поэтому способствующие и противодействующие влияния по отношению друг к другу являются противоречивыми. Волевое усилие – это результат воздействия на человека противоречивых влияний. Из этого следует, что волевое усилие – определенная форма отражения процесса борьбы противоречий в материальной действительности., Противоречий человека с внешней средой и противоречий в самом человеке. Волевые усилия – это процесс борьбы человека с препятствиями. Вне борьбы волевых усилий не бывает. Преодолевать препятствия – значит выполнять принятое решение вопреки противодействующим влияниям и обстоятельствам.

Преодоление препятствий в работе, или любой деятельности, и самовоспитания связаны с очень большим напряжением. Под напряжением мы понимаем интенсивность деятельности, то есть такое состояние организма, который является испытанием его жизненности, силы и работоспособности. Усилия – это и есть процесс борьбы, процесс преодоления препятствий. Можно говорить об усилиях человека, но нельзя говорить об усилиях, например, сердца или какого-то другого органа. Понятие усилия касается только человека в целом. Итак, под волевым усилием мы понимаем напряжение человека в борьбе с препятствиями. Поскольку препятствия человек преодолевает сознательно, волевое усилие является напряжение человека в процессе регулирующего влияния сознания. Регулирующее воздействие сознаний мы называем волей. Преодоление препятствий может быть приятным, и тогда человек делает это с радостью. Но побеждать препятствия человек может и в плохом настроении, в состоянии недовольства. Таким образом, волевое усилие можно рассматривать и при положительных и отрицательных эмоциях.

Цель исследования заключается в установлении основных психолого-педагогических аспектов физического самовоспитания студентов вузов, специализирующихся в игровых видах спорта.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1) установить причины, побуждающие человека к самовоспитанию;

2) установить способность человека (студента-спортсмена) к развитию своих волевых качеств;

3) установить силу регулирующего воздействия сознания и второй сигнальной системы;

4) установить роль и функции педагога в процессах физического самовоспитания студентов, специализирующихся в игровых видах спорта;

5) предложить приемы (физического) самовоспитания и способы педагогического контроля за этим процессом.

Если человек в борьбе потерпит поражение, у него возникает плохое настроение. Нарушение удобного для организма динамического стереотипа предоставляет волевым усилием человека негативного эмоционального тона, ухудшает ее настроение. Человек в таких случаях может отойти от жизни коллектива и сконцентрировать свое внимание только на приятных для нее событиях. Плохое настроение, грусть, скука вызывают у человека потерю аппетита, дыхание становится неглубоким, снижается жизненный тонус всего организма. Экспериментально установлено, что негативные эмоции ухудшают, а положительные улучшают адаптационно-трофические влияния вегетативной нервной системы, филогенетически древней, которая влияет на все системы человеческого организма, в том числе и на кору больших полушарий.

Адаптационно-трофические импульсы вегетативной нервной системы оказывают прямое влияние на ткань коры, кроме того, они сужают мозговые сосуды, ухудшает питание и дыхание корковых клеток. Все это ухудшает функциональное состояние нервных клеток коры головного мозга и ведет к ее ослаблению. Человек при этом ослабевает духовно и физически. Плохое настроение является серьезным тормозом волевых усилий. Поэтому для развития способности человека к большим волевых усилий надо настойчиво бороться с плохим настроением.

Такое же большое значение для развития способности человека к волевым усилиям имеет воспитание положительных эмоций, которые создают жизнерадостное настроение, поднимают и вдохновляют человека на борьбу за достижение поставленной цели.

Когда человек борется за достижение цели, которая имеет значение для коллектива или для всего общества, коллектив заинтересован в успехе этого человека и поэтому следит за ее деятельностью, требует от нее преодоления препятствий и положительного результата. Это высокая требовательность коллектива заставляет человека систематически преодолевать препятствия. А когда перед ним возникают слишком большие препятствия и бороться с ними становится очень трудно, товарищи, друзья приходят ей на помощь. Эта постоянная и дружеская поддержка делает человека упорным и устойчивой в борьбе, порождает огромную энергию, вдохновляет ее на трудовые подвиги.

Человек ставит перед собой все большие цели. Кроме того, ей стыдно уклоняться от трудностей на глазах своих товарищей. Итак, если коллектив следит за деятельностью человека, то она побеждает такие препятствия, от преодоления которых неизбежно отказалась бы, если бы об этом никто не знал. В борьбе за общественно важную цель человек систематически, постоянно упражняется в преодолении препятствий и это успешно развивает ее способность к волевым усилиям.

Читайте также  Психофизиологические исследования адаптационных возможностей студентов спортсменов

Совсем другую картину наблюдаем, если человек борется за личные эгоистические цели. В этом случае коллектив пытается ей помешать. И человек быстро падает духом вследствие временных неудач и не отличается высокой устойчивостью. Поэтому в борьбе за эти цели воля человека проявляется значительно слабее.

Важна еще одно обстоятельство. Когда за деятельностью человека следят другие, она начинает контролировать свое поведение, в результате чего у него возникает потребность в самовоспитании.

Таким образом, можно сделать два важных вывода:

во-первых, способность человека к волевым усилиям быстрее развивается в борьбе за общественно важные цели; во-вторых, борьба за общественно важные цели порождает у человека потребность в самовоспитании. (С ростом требовательности коллектива к человеку у нее меняется представление о авторитетную уважаемую личность, а это вызывает соответствующие изменения в ее жизненном идеале; это изменение заставляет человека соответствующим образом изменить свой характер и поведение, приобретать нужных знаний, одним словом, заниматься самовоспитанием).

Внешняя среда влияет на поведение человека через внутреннее, через его сознание, говоря точнее, из-за ее отношения. Отсюда видно также, что сознание человека – это изображение общественного бытия. В свою очередь психика, как отражение объективной реальности, из-за деятельности человека меняет объективную реальность и себя. Это изменение становится возможной благодаря волевым усилиям.

Мы различаем пять ступеней развития способности к волевым усилиям, которых вполне достаточно для практического ориентирования:

1) очень сильное развитие;

2) сильное развитие;

3) ослабленный развитие;

4) слабое развитие;

5) очень слабое развитие.

О степени развития способности к волевым усилиям можно судить по объективным максимальными достижениями человека в ее трудовой или спортивной деятельности, учитывая его отношение к этой деятельности.

Люди с очень сильным развитием способности к волевым усилиям могут преодолевать огромные препятствия, добиваться выдающихся результатов. Люди с сильным развитием способности к волевым усилиям не жалуются на трудности, не отчаиваются. Такие люди могут хорошо работать и одновременно успешно учиться в средних или высших учебных заведениях. Люди с ослабленным развитием способности к волевым усилиям трудом преодолевают в нашей жизни трудности и препятствия, они могут работать и учиться, но для них это очень трудно. Люди со слабым развитием способности к волевым усилиям могут побеждать обычные трудности нашей жизни, например, работать и учиться (или тренироваться и учиться), только в исключительно благоприятных условиях, но все же не справляются с трудностями, не успевают в учебе, ссылаясь на различные неблагоприятные обстоятельства, надоедают всем своими жалобами на плохую жизнь и тому подобное. Если же они только учатся или только работают (тренируются), то с такой задачей справляются без особого труда.

Люди с очень слабым развитием способности к волевым усилиям бывают редко, что, видимо, объясняется условиями жизни, которые заставляют человека побеждать препятствия. Такие люди совсем не могут побеждать обычные трудности, например, работать и учиться (тренироваться), если у них нет больших способностей. Даже один из таких обязанностей они могут успешно выполнять только в особо благоприятных условиях.

У каждого человека на его поступки по-разному влияет на сознание, зависит от степени развития способности к волевым усилиям

В связи с этим мы выдвигаем понятие силы регулирующего воздействия сознания. Можно считать, что физиологической основой регулирующего воздействия сознания является регулирующее воздействие второй сигнальной системы. И.П. Павлов показал, что «в нормально развитого человека вторая сигнальная система является высшим регулятором человеческого поведения» [1]. Благодаря этому человек может преодолевать препятствия не только, чтобы удовлетворить свои биологические потребности, но и вопреки инстинкту самосохранения, чтобы удовлетворить свои высшие духовные потребности, вытекающие из ее убеждений. Благодаря второй сигнальной системе, которая возникла и развилась в процессе труда, человек стал хозяином природы, получила возможность влиять на нее и перерабатывать ее в своих целях. И.П. Павлов отмечал, что «весь механизм волевого движения условно, ассоциативным процессом, подлежит всем законам нервной деятельности».

Итак, у человека с идеально сильной волей, так же как и у человека очень слабой воли, механизм всего волевого акта является условный, ассоциативный процесс. Очевидно, что различия между волевой и слабой воли человеком, с физиологической точки зрения, заключаются в степени регулирования этого процесса второй сигнальной системой. Отсюда вытекает необходимость ввести понятие силы регулирующего воздействия второй сигнальной системы. Сила этого влияния не может не зависеть от силы нервной системы.

Поэтому аналогично условного разделения развития способности к волевым усилиям мы предлагаем различать пять уровней силы регулирующего воздействия второй сигнальной системы и пять уровней силы нервной системы:

1) очень сильная нервная система;
2) сильная нервная система;
3) ослаблена нервная система;
4) слабая нервная система;
5) очень слабая нервная система.

Вместе с тем, характер волевых усилий человека и особенности преодоления различных препятствий зависят от особенностей его темперамента. Это можно объяснить с точки зрения физиологии. Особенности темперамента обусловлены типами нервной системы. Регулирующее воздействие второй сигнальной системы распространяется на все три параметра, которые определяют тип нервной системы (в силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов), и тем самым маскируют его. Таким образом, между типом нервной системы и особенностями регулирующего воздействия второй сигнальной системы существует двусторонняя зависимость: тип нервной системы накладывает отпечаток на регулирующее воздействие второй сигнальной системы, а это влияние, в свою очередь, сказывается на выявлении типа.

Но ведущим в этом взаимодействии является регулирующее воздействие второй сигнальной системы, потому что он отражает влияние внешней социальной среды. В связи с этим сигналы именно социального, а не загальноприродного среды для человека наиболее значительные и поэтому физиологически сильнейшие.

Сигнализируется социальная среда языковым способом

Вот почему вторая сигнальная система является высшим регулятором поведения человека и ведущим фактором во взаимодействии с выявлением типа. Можно развить способность к волевым усилиям даже у людей с очень слабой волей. Показательно, что человек не сразу становится способной к преодолению больших препятствий, а постепенно, в результате систематических упражнений, для развития способности к волевым усилиям нужно сравнительно длительная тренировка человека.

Новый, произведенный в процессе жизни темперамент имеет новые свойства, которых не имеет ни один тип взятый отдельно. Например, холерик остается очень подвижным, энергичным и вместе с тем становится более уравновешенным; у него сохраняется способность к быстрым движениям и появляется способность быстро переходить от одного вида деятельности к другому.

Развитие способности к большим волевых усилий у людей с разным темпераментом имеет свои специфические особенности. Наиболее равномерно развивается способность к волевым усилиям в флегматиков и сангвиников; у меланхоликов встречаются глубокие и сравнительно длительные срывы; неравномерное развитие характерно и для холерика. Воспитание способности к большим волевых усилий требует индивидуального подхода. Надо учитывать не только уровень развития свободы воспитанников, но и их темперамент. Только при таких условиях воспитательная работа и организация самовоспитания дадут максимальный эффект.

Следует отметить, что развитие способности к большим волевых усилий делает почти незаметными недостатки врожденного темперамента, меняет всю особенность человека в целом, влияет на характер всей ее деятельности, всей жизни. Человек способен к большим волевых усилий, отмечается большой энергией, работоспособностью, целеустремленностью. Такому человеку легче управлять своей деятельностью, сконцентрировать все свои силы на главном. Кроме того, способность человека к большим волевых усилий делает ее личная жизнь счастливее, наполняет его радостью побед, выполнение долга.

Развивать способность человека к волевым усилиям без самовоспитания невозможно

Самовоспитанием можно успешно развивать способность к волевым усилиям у людей с любым уровнем развития свободы.
Первое следствие: воспитанием и самовоспитанием воли надо заниматься в течение всей жизни. Иначе воля будет то развиваться, то ослабевать, а в целом будет происходить не развитие, а топтание на месте.

Читайте также  Педагогические условия эффективности занятий аэробикой

Второе следствие: самовоспитанием воли надо заниматься в обычных условиях жизни, не искать для этого исключительных трудностей, преодоление которых требует сильной. Итак, самовоспитанием воли студенты должны заниматься в процессе обучения, трудовой и спортивной деятельности. Знание особенностей развития свободы поможет преподавателям правильно, с глубоким знанием дела организовать самовоспитания воли учеников.

Компоненты процесса самовоспитания не являются постоянными, некоторые из них то совсем исчезают, то снова появляются, то сочетаются с самим процессом самовоспитания. Например, положительное отношение к труду, если оно начало формироваться, уже никогда не исчезает в этом процессе, и все остальные компоненты развиваются на его фоне.

Анализ процесса самовоспитания дает возможность сделать важные для преподавателей практические выводы:

1) воспитывать трудолюбие у учащихся надо постоянно, – без этого нельзя организовывать процесс самовоспитания!
2) необходимо управлять психолого-педагогическим формированием образа будущего человека, от которого зависит постановка задач самовоспитания;
3) надо помогать молодым людям познавать себя, чтобы они правильно определяли задачи самовоспитания.

Приемы самовоспитания. В процессе самовоспитания формируются новые навыки морально-волевого поведения, развиваются способности и тому подобное. Новое представление о себе ускоряет изменение всей личности в целом в желаемом направлении и тем самым значительно увеличивается результативность самовоспитания. Вместе с тем меняется и представление человека о себе, что является вполне естественным, закономерным процессом. Можно усилить эффективность самовоспитания, если ускорить процесс изменения представления о себе так, чтобы оно опережало настоящую смену личности: изменение системы жизненно важных отношений, направленности, формирование прочных навыков морально-волевого поведения и тому подобное. При этом человек будет укреплять представление о себе как о личности, что желаемые ей качества, то есть те, которые она в себе воспитывает.

Психолого-педагогическое руководство физическим самовоспитанием студентов. Физическое самовоспитание студентов имеет огромное значение для укрепления их здоровья и общего развития. Человеку здоровой, физически закаленной легче бороться в жизни со всевозможными трудностями. Управлять физическим самовоспитанием (учеников) студентов нужно на занятиях по физическому воспитанию и в спортивных секциях.

Студенты с ярко выраженными особенностями меланхоличного темперамента пытаются обойти трудности и поэтому требуют постоянного контроля

Надо требовать от них, чтобы они выработали в себе привычку постоянно контролировать себя, не уклоняться от трудностей.

Такая постановка вопроса способствует воспитанию у студентов способности к волевым усилиям и других важных волевых качеств. Без целенаправленной работы они обычно нормально выполняют только самые легкие упражнения или тяжелые, или же вовсе не выполняют или выполняют как-нибудь, для видимости. Чтобы правильно выполнять сложные упражнения, студентам с меланхолическим темпераментом не хватает сосредоточенности и самодисциплины. Им трудно соблюдать режим дня, делать утреннюю зарядку, потому что это все требует волевых усилий, самодисциплины.

Спортивные навыки в таких учеников не прочные, поэтому им надо чаще повторять упражнения. На спортивных соревнованиях из-за робости они выступают ниже своих возможностей и показывают результаты ниже, чем на тренировках. Таким студентам надо воспитывать в себе смелость и стремление преодолевать страх, физическое самовоспитание больше связывать с волевой подготовкой.

У студентов с холерическим темпераментом физическое самовоспитания имеет ярко выраженные особенности, что связано с безудержным типом нервной системы. Такие ученики больше любят работать над выработкой быстрой реакции, большой скорости движений. Они с удовольствием играют в баскетбол, волейбол, футбол, бегают 100 м, плавают короткие дистанции (50 и 100 м). Там, где нужно работать над силовыми элементами, такие студенты (учащиеся) пытаются компенсировать недостаток силы резкостью и быстрым темпом: им. Не хватает терпения и выдержки, необходимых для работы над элементом силы.

От них следует добиваться самовоспитания силы, терпения, сдержанности, самообладания. Поскольку в таких студентов (учащихся) с холерическим темпераментом преобладает состояние возбуждения, они пытаются работать в полную силу, им трудно заставить себя регулировать нагрузку. Это часто приводит к перегрузке, снижение спортивных результатов и может негативно сказаться на их здоровье. Перед студентами надо ставить задачу выравнивать интенсивность спортивной деятельности, потому что они отмечаются периодами подъема и спада. Поэтому успех выступления на соревнованиях зависит от того, с каким периодом деятельности он совпадает. Выполнение такой задачи способствует выработке в студентах умений регулировать свои силы, развивает способность работать с нормальной интенсивностью, без перенапряжения.

Спортивные навыки в них характеризуются большой прочностью

Ложные движения тоже быстро закрепляются, и это затрудняет преодоление технических ошибок. Надо предлагать таким студентам лучше сосредоточиться и пытаться сразу правильно выполнять упражнения. Из-за большого возбудимость для них характерно состояние предстартовой лихорадки. Перед соревнованием они нервничают, у них наблюдается повышенная потливость и частое мочеиспускание. Так что их силы напрасно «сгорают» еще до выступления на соревнованиях, они, за редким исключением, выступают ниже своих возможностей. Поэтому им надо научиться преодолевать возбудимость и нервозность перед соревнованиями. Такие особенности самовоспитания предстартового состояния боевой готовности.

Иначе происходит физическое самовоспитание студентов с ярко выраженными особенностями сангвинического темперамента. Они вообще отмечаются очень большой подвижностью и поэтому больше любят бег, прыжки, подвижные спортивные игры. Им одинаково нравится работать как над развитием силы, так и над выработкой большой скорости движений. Неусидчивость и невнимательность негативно сказываются и на физическом самовоспитании. Поэтому студенты (учащиеся), выполняя упражнения, часто делают технические ошибки. А вообще сангвинический темперамент создает лучшие условия для физического самовоспитания.

В отличие от холериков и сангвиников флегматики характеризуются инертностью и медлительностью. Такие студенты обычно не любят спортивных игр, им больше нравится плавание, шахматы, шашки и др. Они предпочитают работе над воспитанием собственной силы, хотя им зачастую не хватает скорости реакции и движений. Студенты из флегматичным характером должны упорно производить большую подвижность и ловкость движений. Привлечь их к таким тренировкам очень трудно, потому что из-за своей инертности они не хотят над этим работать. Бывает так, что студент будто соглашается с преподавателем, а сам думает: «Я и так проживу». Благоприятные условия флегматичный темперамент создает для воспитания стрелков, которые должны иметь особую выдержку и самообладания.

В процессе руководства физическим самовоспитанием надо требовать от студентов, чтобы они воспитывали в себе такие важные качества, как высокая двигательная чувствительность, двигательные представления, двигательная память, спортивная творческое воображение; без этих качеств невозможно достичь высокого спортивного мастерства и нормального физического развития (в том числе в игровых видах спорта).

Выводы:

1. Под самовоспитанием в широком смысле слова понимают систематическую планомерную работу над собой, чтобы сформировать определенные черты личности, различные умения и навыки, развить способности и приобрести новые знания.

2. Трудолюбие – это фундамент самовоспитания. Без нее самовоспитания само по себе не возникает. Трудолюбие возможна только благодаря определенному уровню развития способности к волевым усилиям. Способность к волевым усилиям развивается в процессе упражнений на преодоление трудностей и препятствий, ее развитие связано с физиологическим усилением нервной системы. В процессе преодоления трудностей и препятствий формируется также и трудолюбие.

3. Волевое усилие является главным проявлением воли, под которой понимают регулирующее воздействие сознания. Самовоспитания требует волевых усилий, но оно и развивает способность к волевым усилиям. В процессе руководства самовоспитанием студентов преподавателям следить за формированием у них трудолюбия и развитием способности к волевым усилиям, которые способствуют успешному самовоспитанию.

4. Самовоспитание имеет индивидуальные и возрастные особенности, на которые преподавателям следует учесть в практической работе. Прежде всего следует помнить: 1) об общих типа высшей нервной деятельности: слабый, безудержный, подвижный и инертный; 2) об особенностях темперамента и его специальные типы: художественный, думающий и средний.

5. Реализация волевого усилия тоже имеет ярко выраженные индивидуальные особенности, обусловленные характером. Понимание особенностей проявления волевых усилий студентов с разным темпераментом помогает преподавателю правильно решать многие вопросы, связанные с руководством самовоспитанием.

6. Чтобы успешно управлять самовоспитанием студентов, преподаватели должны постоянно изучать индивидуальные и возрастные особенности учащихся и пополнять свои знания в области психологии, без которых теперь невозможно обойтись преподавателю.

7. Результаты данного исследования можно использовать в дальнейшем при совершенствовании педагогических и психологических методов контроля за процессом развития физического самовоспитания студентов вузов технического профиля с целью повышения эффективности последнего.

Похожее ...