Физическая подготовка студентов музыкально-педагогического направления

atletikaclub.ru515Основными характеристиками современного специалиста, которого готовит вуз независимо от отраслей народного хозяйства выступают: образованность, состояние физической подготовленности (психофизические кондиции), развитие творческих способностей, самостоятельности и динамизм в принятии решений и их реализации, непрерывность обучения. Многими исследователями установлено, что место в решении указанных вопросов занимает, кроме совершенного знания основ и специфики выбранной профессии, физическая подготовка с ее эффективными средствами формирования профессиональной надежности, общей и специальной работоспособности, здоровья специалиста. Система физического воспитания в высшей школе является важным звеном в структуре подготовки студентов, в частности будущих учителей музыки, к будущей профессиональной деятельности, фактором укрепления здоровья, способствовать гармоничному всестороннему развитию личности, оптимизации физического и психофункциональных состояния организма в процессе профессиональной подготовки. По мнению В.Волкова, профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) как обязательный ее компонент создает условия для сокращения срока адаптации, повышает профессиональное мастерство, способствует достижению высокой профессиональной работоспособности, улучшает здоровье, повышает сопротивляемость к заболеваниям, уменьшает травматизм.
Программа по физическому воспитанию в вузе предусматривает проведение обязательных аудиторных занятий в объеме не менее 4-х часов в неделю в течение всего периода обучения за исключением последнего выпускного семестра. Программой предусматривается учет ППФП, но во всех компонентах и ​​разделах программы вопросы прикладной направленности встречаются только урывками, во время занятий формирования профессионально важных качеств и навыков практически почти не учитывается, а методические подходы и средства для профессионально ориентированной направленности процесса физического воспитания не соответствуют необходимым требованиям. Поэтому существует необходимость разработки содержания программы ППФП студенческой молодежи, в частности будущих учителей музыки. Такая программа должна быть дополнением к базовой учебной программы и применяться в неразрывном единстве с ней в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности.
Профессиональная готовность учителя музыки определяется многими факторами, каждому из которых ученые выделяют отдельное место. Специфика данной профессии интегрируется профессиями педагога и музыканта-исполнителя. Будущий специалист должен не только профессионально владеть исполнительским мастерством, но и быть вооруженным всем комплексом знаний, умений и навыков педагогической деятельности.
Как отмечают В.Батурина, А. Тимошенко, Л.Юмашева, программы по физическому воспитанию студентов музыкальных специальностей прежде должны учитывать физиологические характеристики факторов, определяющих содержание игры на музыкальном инструменте, высокое нервно-психическая нагрузка, с которым связана данная деятельность, а также содержать средства укрепления здоровья и профилактики профессиональных заболеваний, возникающих вследствие специфичности труда.
Профессиональная подготовка учителя определяется комплексом общенаучных и специальных знаний, умений, навыков, требований к физическим, психическим, моральным и личностных качеств, развитием педагогологических способностей, обладая которыми он может успешно выполнять свои профессиональные обязанности. Работа педагога связана со статическими усилиями без значительного перемещения в пространстве, снижает функционирования систем дыхания и кровообращения и замедляет восстановительные процессы в организме
Таким образом, анализ работ, касающихся вопросов физического воспитания в высших педагогических учебных заведениях, особенностей физической подготовки студентов музыкальных вузов, музыкантов позволил выделить, ряд задач ППФП будущих учителей музыки:
– Формировать и совершенствовать профессионально важные двигательные умения и навыки;
– Способствовать ликвидации двигательного дефицита;
– Способствовать повышению общей работоспособности организма; развития специальных физических качеств (общей выносливости; статической выносливости мышц туловища и нижних конечностей, силовой выносливости мягкие мышечного корсета; гибкости и улучшению подвижности пальцев и кистей рук, плечевого пояса; частоты движений плеч, предплечий, кистей и пальцев; специальных координационных способностей : пространственной ориентации, координации движений рук, точности воспроизведения временных интервалов; способности произвольного расслабления мышц;
– Способствовать формированию осанки и профилактике ее нарушений; профилактике профессиональных заболеваний;
– Способствовать развитию психофункциональных показателей (внимания и памяти; скорости нервных процессов, эмоциональной устойчивости);
– Способствовать повышению устойчивости к нервно-психических напряжений и других негативных воздействий условий будущей профессиональной деятельности.
Целью нашего исследования является разработка структуры программы ППФП будущих учителей музыки в дополнение к базовой программы по физическому воспитанию студенческой молодежи.atletikaclub.ru508
Методы исследования: анализ и обобщение данных литературных источников и опыта передовой практики. Единственная программа по физическому воспитанию в высшей школе не позволяет учесть все особенности будущей профессиональной деятельности студентов. Она практически определяет лишь общие стратегии формирования физической культуры студенческой молодежи, тогда как ее содержание должно разрабатываться в соответствии с профессиональной направленности учебного заведения. Программа по физическому воспитанию будущих учителей музыки должно дополняться программой ППФП, которая также содержит теоретический, методический, практический и контрольный разделы, включающие и используется в процессе физического воспитания студентов во время всего периода обучения.
При построении программ ППФП будущих учителей музыки необходимо учитывать состояние здоровья, уровень физической подготовленности и функциональное состояние организма, а также специализацию – вид музыкального инструмента (клавишные, струнные, смычковые, ударные или духовые).
Таким образом, программой ППФП должно предусматриваться овладение студентами теоретических знаний, практических и методических умений и навыков, профессионально-прикладных психофизических качеств, а также навыков самостоятельного овладения методами использования специальных средств для устранения отклонений в состоянии здоровья и совершенствования прикладной физической подготовленности и использования в физическом воспитании студентов – будущих учителей музыки создает возможности для обеспечения физической и психофункциональных готовности к профессиональной деятельности.

Читайте также  Воздействия занятий туризмом студентов в течение обучения в вузе на показатели нравственного воспитания

Похожее ...