Пути сохранения и формирования здоровья учащихся

atletikaclub.ru-2-002На основании теоретического анализа, педагогических наблюдений в статье определяются направления педагогической деятельности учителей по устранению негативных воздействий на здоровье и самочувствие учащихся школьного возраста в процессе урочной деятельности.
Ученые определили факторы школьных стрессов, в которых систематически находятся дети в условиях учебно-воспитательного процесса [1 / 15-16]:
– Классическая сигнальная лево-полушарным (вербальная) основа построения процесса обучения;
– Угнетение чувственно-информационных и нейромоторного ритмов в условиях систематической недвижимости детей;
– Угасание способностей координации произвольных движений в пространстве, увеличивается из поколения в поколение;
– Напряжение, обусловленное нарушениями санитарно-гигиенических условий;
– Эмоционально-духовная депрессия, которая заложена в учебно-дисциплинарной модели образования;
– Постоянное воздействие сенсорно обедненного учебной среды – комплекса факторов закрытых помещений и ограниченного пространства
Практика свидетельствует: большинство учеников находятся в состоянии хронической усталости, что является главной причиной их нервно-психического истощения; педагогические ошибки и малоэффективны педагогические технологии негативно отражаются на детской психике в виде дидактогений и невротических нарушений. Различными исследованиями зафиксированы такие показатели в развитии учащихся школьного возраста: низкий уровень познавательной активности, мотивации учебной деятельности; нарушения эмоциональной сферы; высокий уровень тревожности; несформированность навыков общения.
Статистические данные показывают:
– Учащиеся школьного возраста 80-85% дневного времени проводят в сидячем положении, только 12% учащихся школьного возраста имеют увлечения, которые более или менее связанные с двигательной активностью;
– Школьники усваивают программный материал на 70%; 24% учащихся школьного возраста испытывают трудности в обучении; пропуск занятий учениками только в начальной школе составляет 50%;
– За время обучения в школе 70% функциональных расстройств в физическом состоянии переходят в стойкую хроническую патологию; в 2 раза увеличивается количество нервно-психических расстройств, в 3 раза – заболеваний органов пищеварения, в 4-5 раз – заболеваний органов зрения.
Установлено противоречия между: необходимостью увеличить объем знаний и состоянием (количеством и качеством) здоровья учащихся, их родителей, учителей; задачами социальной программы по образованию и биологическим развитием учеников. Указанное актуализирует необходимость определения путей преодоления негативных факторов. По нашему мнению, решение противоречий следует начинать с ведущей формы обучения учеников – урочной.
Анализ последних исследований и публикаций.
В своем исследовании определяем школу содействия здоровью как разновидность социального института по проектированию и реализации различных форм активности, ориентированных на формирование здоровья молодого поколения. Такая формулировка основывается на толковании опорных терминов:
– В словарях – «Школа – место учебы; учебно-воспитательное учреждение; система образования; приобретенный опыт; направление в науке, мысли, построенный на основе принципов, взглядов, традиций»; «Способствовать – положительно влиять на количественные и качественные показатели здоровья субъектов образовательной среды, создавать соответствующие условия для ФЗЗВП здоровья»;
– Исследователем В.Касаткиним здоровья толкуется как «цель, средство, индикатор правильности выбранных путей; весомый ресурс, который позволяет решать другие «жизненные» проблемы».
Кроме указанных дефиниций используем также толкование учебной модели и технологии обучения. По педагогическим словарем:
– Учебная модель – учебные пособия, которые являются условным образом (изображение, схема, описание и т.д.) какого-то объекта (или системы объектов), который сохраняет внешнее сходство и пропорции части, при определенной схематизации и условности средств изображения;
– Технология обучения – это системный метод создания, применения и определения всего процесса обучения и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию образования.
Разные авторы (Т.Глушанок, Л.Волкова, М.Корольчук, В.Оржеховська, Т.Овчинникова и др.) По-разному формулируют причины негативного состояния здоровья и самочувствие учащихся школьного возраста:
– Отсутствие в образовательном пространстве согласованной системы технологий, способствующих формированию здоровьязбережувальнои компетентности личности;
– Физическая культура не всегда является основной потребностью человека как путь формирования здоровья. Это связано с тем, что глобально смещается акцент при формировании на двигательные компоненты, нивелируя интеллектуальный и социально значимый.
На основании теоретического анализа, педагогических наблюдений определить направления деятельности педагогов по устранению негативных воздействий на здоровье и самочувствие учащихся школьного возраста в процессе урочной деятельности.atletikaclub.ru-2-003
Здоровье – социально значимый элемент, который наиболее остро определяет специфику современного состояния общества. Большинство людей отмечают высокую ценность здоровья, вместе с тем они не хотят быть здоровыми и вести здоровый образ жизни. Здоровому образу жизни и психофизическом комфорта способствуют такие факторы, как: солнечная энергия, чистый воздух, чистая вода; дозированное воздержание от избыточного пищевого энергоснабжения, поможет достичь «росто-весовой симметрии в условиях разумной дастатности» (В.Базарний); физические упражнения и индивидуальная система рекреации; гармония психофизических качеств и доминанта силовой выносливости.
Опираясь на выводы исследований Н.Денисенко, Г.Зайцева, М.Лазарева, в Лазинського, Л.Нагавкинои, И.Чупахы и др., А также на результаты анализа материалов учебных заведений, работающих по модели Школы содействия здоровью, мы классифицируем педагогические технологии в контексте данной проблемы на два класса, к содержанию которых относим определенные группы методик.
Здоровьязбережувальни педагогические технологии – это валеологического обоснованное сочетание операций, направленных на активизацию, гармонизацию резервных возможностей ребенка, которые обеспечивают безопасный ее развитие, обучение, воспитание. К классу здоровьязбережувальних педагогических технологий вносим такие методики, направленные на:
– Приведение состояния окружающей среды в соответствии с санитарно-гигиенических требований;
– Содействие сохранению правильной осанки при работе (сидя, стоя, в движении);
– Содействие сохранению зрения;
– Активизация защитных сил организма;
– Обеспечение оптимального уровня работоспособности;
– Удовлетворение естественной потребности в пище, движении, защищенности, общении, любви, познании;
– Содействие восстановлению (обновлению) функций, сил, энергии, состояния, чувств.
Здоровьяформувальни педагогические технологии – это двудоминантна взаимодействие в системе «ученик-учитель », сообщения составляющих которой обеспечивает« валеологический сопровождение индивидуального образовательного маршрута». К указанному класса педагогических технологий относим следующие:
– Гуманистически-личностную технологию, которая имеет психотерапевтическую спрямвоанисть на поддержку личности, помощь ей. В неё заложена идеи уважения и любви к ученикам, оптимистичной веры в их творческие силы. Эта технология полностью отвергает принуждение;
– Технология содружества реализует демократизм, равенство, партнерство в субъект – субъектных отношениях учителя и учеников. Педагоги и ученики вместе производят цели, содержание, дают оценку, находятся в состоянии содружества, сотворчества;
– Технология свободного воспитания делает акцент на предоставлении школьнику свободы выбора и самостоятельности в различных сферах его жизнедеятельности. Делая выбор, ребенок наилучшим образом реализует позицию субъекта, идет к результату от внутреннего влечения, а не от внешнего воздействия;
– Использование интерактивных методов и методик обучения, воспитания;
– Проведение уроков – модулей; отработка гибкого модульного учебного процесса;
– Модификация отдельных составляющих модулей и сквозных тем, направленных на интеграцию ЗУН;
– Расширение образовательного пространства без увеличения времени на реализацию программ;
– Внедрение в познавательный процесс элементов и методик психотерапевтических практик;
– Создание валеологического-кумулятивного эффекта от процесса познания в условиях определенного учебно-воспитательного процесса.
Идеальный заключительный результат внедрения здоровьязбережувальних и здоровьяформуваль- них педагогических технологий – это сформированные у учащихся устойчивые убеждения о необходимости сознательного отношения к личному здоровью и его сохранение. Отношение толкуем как активную направленность ученика на свое здоровье, основанный на определении его высокой объективной значимости в обществе и субъективного личностного смысла. Воспитать у учащихся ценностное отношение к личному здоровью невозможно, не сформировав их компетентность в субсферах «Я-физическое”, “Я-духовное». Это объясняется тем, что категория здоровья я имеет сложную структуру, в которую входят физический, психический, духовный и социальный составляющие.
Если у ученика сформировано сознательное отношение к личному здоровью я, то он осознает: «Я – физически здоровый», «Я – психически здоров», «Я – духовно здоров», «Я – социально здоров».
atletikaclub.ru-2-004Формирование сознательного отношения к здоровью происходит в три этапа:
1. Воспитание у учащихся представления о здоровье как к ценности.
2. Формирование у учащихся: представление о себе как о здорового человека; волнения о возможности потери здоровья (тревога); способности использовать в поведении всю информацию, которая обеспечивает сохранение, укрепление, восстановление здоровья.
3. Обогащение учеников определенными знаниями, формирование навыков ЗОЖ и привычек к поведению, которое создает, строит здоровья.
Отношение к здоровью – один из элементов самозбережувальнои поведения – система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, которые способствуют или угрожают здоровью человека, определенная оценка индивидуумом своего физического и психического состояния. Данный процесс включает три компонента:
– Когнитивный – знания ученика о своем здоровье “я, понимание роли здоровья я в жизнедеятельности, знание об основных факторах, которые оказывают негативное (разрушительный) и положительный (укрепляющее и формовочный) влияние на здоровье человека;
– Эмоциональный – отражает переживания и чувства ребенка, связанные с состоянием его здоровья я;
– Мотивационно-поведенческий – определяет здоровье в индивидуальной иерархии ценностей ребенка, особенностей мотивации в области здорового образа жизни, характеризует особенности поведения в указанном контексте.
Выше приведена классификация педагогических технологий по сохранению и формированию здоровья выделяет два направления педагогической деятельности, в частности – в урочной форме учебно-воспитательной работе:
– Изменение образовательного пространства учащихся на уровнях технологий, содержания, структуры урока и образовательного процесса в целом («Не ценность знаний, умений и навыков, а ценность здоровья»);
– Развитие нового сознания личности, связанной с сохранением и формированием здоровья ученика и учителя («Понять проблемы внутреннего мира личности и увидеть пути их решения»).
В соответствии с первого направления педагогам необходимо разрабатывать и внедрять систему уроков здоровья, среди которых отрасль «Физическая культура и здоровье» должна занять приоритетное место.
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ уроки здоровья Это урок творения, строительство здоровья (собственного, социального – субъектов и объектов, которые окружают личность). Такие уроки проводятся в непривычных и необычных местах. На уроки приглашаются родители, медицинские работники, должностные лица, известные деятели. К содержанию урока обязательно включаются элементы психотерапевтических методик. Указанные виды деятельности создают душевное равновесие и психическую гармонию. Все задачи должны иметь ярко выраженный эмоциональный эффект и интеллектуальная нагрузка в интерактивной форме. При таких условиях образовательный процесс приобретает творческий характер. Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений способствует ее развитию, снижая при этом утомление. Указанное достигается использованием на уроках здоровья определенных видов деятельности учащихся, различных задач. Например:
– Решение проблемных ситуаций;
– Проведение нетрадиционных форм уроков – КВН, викторины, турниры, деловые и сюжетные игры, уроки – лабораторные работы;
– Использование яркой наглядности, раздаточного материала, ИКТ;
– Внедрение интересных задач, домашних заданий творческого содержания (составить задачу, тренировки, тест, придумать загадку, игру, кроссворд, лото и т.д.); фантазирование.
– Использование различных методов, которые повышают активность и творческое самовыражение учащихся, также является одним из ярких признаков уроков, в частности:
– Метод свободного выбора (свобода творчества, выбор действия, способа деятельности и т.д.);
– Активные методы через упражнения (обучение действием, обсуждение в группе, определенные методы исследования);
– Методы, направленные на самопознание, саморазвитие способностей, состояний и т.
Важное значение приобретает эмоционально-психологический микроклимат на уроке. Факторами этого являются:
мажорность всего урока; эмоциональная мотивация в начале урока; создание ситуаций успеха в процессе выполнения различных задач; ценить личности, сращивания уникальности каждого ученика.
Обязательная смена различных видов учебной деятельности учащихся является характерным признаком урока здоровья: опрос; письмо; чтение; слушания; рассказ; работа с наглядными пособиями; ответы на вопросы; решение задач. Нормой этого является изменение 4 – 7 видов учебной деятельности за урок.
Для уроков здоровья немаловажным должно быть состояние экологического пространства. Этому служат:
– Проветривание, влажная уборка, освещение помещения;
– Ионизация, ароматизация воздуха, УФО;
– Использование терапии музыкой, звуками, цветом.
Все уроки здоровья – это расширенный вариант валеологического компонента, который в том или ином аспекте нарабатывается каждым педагогом [12 / 34-43]. В свою очередь, комплекс уроков здоровья, на основе интеграции, становится базовым материалом для развития уроков – модулей, элективных и специальных курсов и тому подобное.
Отметим, что элективный курс – новый элемент учебного плана, который дополняет содержание образования, что позволяет удовлетворить разнонаправленные познавательные интересы школьников. Он может касаться какой-либо тематики, которая находится в пределах учебной программы, или за ее пределами. Это – новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения учащихся.
Второе направление педагогической деятельности направлен на создание условий для удовлетворения биологической потребности учащихся в двигательной активности. Приоритетными формами должны быть:
– Утренняя гимнастика до начала уроков, подвижная и спортивная игра (стимулируют внутренние силы организма учащихся на учебную нагрузку);
– Вводная гимнастика в начале уроков – ускоряет вхождение ребенка в контекст тематики урока;
– Физкультминутки и паузы, динамические перерыва – способствуют активизации защитных сил учащихся и профилактике определенных заболеваний, связанных с учебной усталостью.
Определяем три принципа при заключении комплексов упражнений для использования на указанных формах двигательной активности в течение учебного дня:
– Состав упражнений должно зависеть от особенностей урока видов деятельности к этому, состояния самочувствия учеников;
– Обязательная составляющая – положительная эмоциональность упражнений (амплитуда стимулирующих эмоций – от экспрессии к релаксации);
– Отработка и использования 2-3 условных вербально-поведенческих знаков, которые позволят быстро переключать учащихся в другой режим работы.
Анализ перспективного педагогического опыта доказывает, что наиболее рентабельными в пределах урочной формы работы с учащимися школьного возраста являются следующие методики.
Методика познавательного  двигательного обучения. Три этапа.atletikaclub.ru-2-007
Первый этап – формирование у учащихся умений и навыков двигательного отображения математического и языкового материала:
– «Пантомима»: изобразить обученных букву, цифру, слово, фразу, героя сюжетов; игра «Да. Нет. Ай ай-ай »; игра «Узнавайка».
Второй этап – формирование умений и навыков координированной произношения и движений:
– Комплекс ритмичных упражнений с одновременным ответом на вопрос учителя (таблица умножения, алфавит, стихотворение, правило и т.п.): 1 цикл упражнений – п.п. – Ноги врозь, руки вниз; 1 – руки на пояс, 2 – руки к плечам, 3 – руки вверх, 4 – и.п., 5 – наклон вправо, левая рука – вверх, 6 – п.п., 7 – наклон влево, правая рука вверх, 8 – п.п., 9 – мах правой ногой вперед, полуприсед на левой, наклон головы вправо, 10 – п.п., 11 – мах левой ногой вперед, полуприсед на правой, наклон головы слева, 12 – п.п. , 13 – полуприсед на левой ноге, наклон головы к левому плечу, 14 – в. п., 15 – полуприсед на правой ноге, наклон головы к правому плечу, 16 – п.п., 17 – левую руку в сторону, поворот головы за рукой, 18 – правую руку в сторону, поворот головы за рукой, 19 – левую руку вверх , взгляд за рукой, 20 – правую руку вверх, плеск в ладони, 21 – левую руку к бедру, плеск ладонью по бедру, 22 – правую руку к бедру, плеск ладонью по бедру, 23-25 ​​- три шага на месте, 26 – п.п. Выполнять от 3 до 7 циклов;
– Фонетическая ритмика – проговаривать стихотворение, одновременно пытаясь каждое слово отразить пантомимой.
Третий этап – формирование умений использования усвоенного материала в устной форме во время определенной двигательной деятельности:
– Игра «Волшебная точка». На доске – плакат с нарисованной таблицей (4х4 клетки). В одной из клеток – нарисованный круг («точка»). Объекты на плакате – цветные. Например: фон таблицы – зеленый, круг – белый или оранжевый. Учитель: «Пошевелите ногами, руками, ушами, носом, глазами … Теперь у вас нет частей тела, которые не хотели бы двигаться? Поэтому сидим, смотрим и слушаем. Наша очаровательная точка может выполнять команды. Взглядом передвигаем точку в соответствии с командами (учитель говорит направления, куда следует мысленно передвигать точку). Где оказалась точка в вашем восприятии? »То же самое учащиеся выполняют с закрытыми глазами;
– Упражнение «Моргание». Учитель: «Наше правило для успешного чтения – моргать на каждой запятой и точке; закрывать глаза в конце каждого абзаца (на 5-7 секунд). Сначала – быстро сжимаем и разжимаем века (15-20 сек.). А теперь начинаем читать текст по нашим правилам »;
– Подвижные дидактические игры «Словарный ручеек»; «Математический ручеек».
БИОРИТМОЛОГИЧНА Методика .Цильове направления:
– Создание условий для профилактики заболеваний, связанных с различными отделами позвоночного столба;
– Выявление и использование максимального количества резервных возможностей организма с целью поддержки биоритмологичного баланса;
– Активизация защитных сил организма.
Упражнения подбираются в зависимости от фаз луны:
– Первая фаза луны – офтальмотренаж (гимнастика для глаз); гимнастика для шеи, горла, плечевых суставов; звуковая гимнастика; упражнения из дыхательной гимнастики (наклоны головы, повороты головы, «ушки»);
– Вторая фаза луны – упражнения для мышц грудного отдела позвоночного столба; упражнения из дыхательной гимнастики («обними плечи», «кошка»);
– Полнолуние – пальчиковая гимнастика; дыхательная гимнастика (акцент – на удлиненный выдох – 2: 4, 4: 6); упражнения на равновесие; упражнения на дежурство напряжения и расслабления;
– Третья фаза луны – упражнения сложной координации в положении сидя и стоя; упражнения из дыхательной гимнастики («большой маятник»); упражнения с суставной гимнастики Амосова;
– Четвертая фаза луны – упражнения для мышц, суставов и связок пояса нижних конечностей в положении сидя (лежа); упражнения из дыхательной гимнастики («насос»).
Методика «ГИМНАСТИКА МОЗГА». Содержит три группы упражнений определенного направления:
– Гармонизация функций полушарий головного мозга (левое полушарие – абстрактное и логическое мышление; правое полушарие – пространственное и образное мышление, творческие процессы);
– Удержание вертикального положения, снятия мышечного напряжения тела;
– Повышение энергии тела, улучшение эмоционального состояния.
Методика «КНОПКИ МОЗГА». Подбираются упражнения, направляющие энергию организма на использование потенциала мозга без напряжения. Например:
– Сдавить ладони перед грудью пальцами вверх; задержка дыхания – втяните живот и потянитесь вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна – 10-15 секунд, повторить 3 раза;
– Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед, потянуть голову до локтей – 10-15 секунд, повторить 3-5 раз;
– Массаж ушных раковин – осторожно заворачивать уши три раза снизу вверх; растирать хорошенько уши – сначала только мочки, а затем все ухо целиком ладонями вверх – вниз, вперед – назад, при этом тикать как лошадка 15-20 раз, повторить 3 раза:
– С силой растирать ладони, чтобы в подушечках пальцев появилось ощущение тепла; кончиками пальцев небольшими круговыми движениями массировать виски у края глазниц; прикрыты веки должны оставаться расслабленными – до 20-30 секунд;
– Большими пальцами нащупать точки вокруг глаз (сверху, снизу, слева и справа) и массировать их в течение 8 вдохов – выдохов; при выдохе надавливать, при вдохе – снимать давление; кончики свободных пальцев должны легко касаться лба; таким же образом массировать следующие пары точек; затем большими пальцами захватить переднюю часть виска, костяшками согнутых указательных пальцев выполнять круговые движения вокруг глаз – до 3-5 оборотов;
– Упражнение «Ленивая восьмерка» – вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятым вверх большим пальцем; начать медленно описывать в воздухе большой знак бесконечности (в виде лежащей восьмерки); дальше следует повторить это упражнение по 4 раза каждой рукой, затем – сцепив обе руки; на последнем этапе необходимо включить в движение все тело, описывая эту восьмерку уже всем корпусом;
– Упражнение «Стена» – положив одну ладонь на лоб, наклонять голову вперед, одновременно надавливать ладонью на лоб, противодействуя движению головы – до 10 секунд; потом отдыхать столько же времени; повторить упражнение в направлениях – справа, ладонь правой руки на правом виске, слева – ладонь левой руки на левом виске, обратно – обе ладони – на затылке;
– Упражнение «Пальцевые повороты» – указательный палец какой-нибудь руки – перед своим носом; мягко возвращать свою голову из стороны в сторону, смотря при этом мимо пальца, а не на него – в 6-9 раз; теперь закрыть глаза и выполнять повороты таким образом, чтобы кончик носа каждый раз касался пальца во время прохождения мимо – до 6-9 раз;
– Упражнение «Частокол» – поднять ладони перед лицом, широко растопырив пальцы; выполнять повороты головой, представляя, что пальцы – это что-то вроде частокола, и смотреть сквозь них вдаль; чередовать 3 поворота с закрытыми глазами с 3 поворотами с открытыми глазами, видя пальцы проходящими мимо; не забывать о дыхании; данная упражнение устраняет головную боль, и считается самой ценной, поскольку из-за симпатичную нервную систему снимаются напряжение буквально с каждой частички тела человека.
Методика сенсорного-координаторно тренажер с помощью зрительно сигнальных сюжетов. Все упражнения основаны на зрительно-поисковых стимулах. При тренажа дети выполняют движения глазами, головой, туловищем. Длительность одного тренажа – до 1,5 минуты. Количество тренажа зависит от характера урока, состояния работоспособности детей.
atletikaclub.ru-2-008Релаксационные Методика. Формат статьи не позволяет дать полную характеристику указанной методики. Как образец, приводим упражнение «Пальминг»:
– Учитель: «Закройте глаза, прикройте их ладонями обеих рук, пальцы при этом скрещены на лбу. НЕ давите на глазное яблоко. Устраните напряжение в пальцах, расслабьте запястья, локти и вспомните что-нибудь приятное ». Начинает звучать медитативная музыка – до 1-2 минут. Затем ученики принимают привычное положение, а учитель спрашивает, что видели ученики. Если кому-нибудь удалось увидеть поле зрения таким черным, что самые черные невозможно представить, то упражнение выполнено правильно, идеальный пальминг.
Итак, школа содействия здоровью – социальный институт по проектированию и реализации различных форм активности, ориентированных на здоровье субъектов образовательного процесса. Предлагаем классифицировать педагогические технологии в модели школы содействия здоровью на два класса – здоровьязбережувальни и здоровьяформувальни. Именно такая классификация, по нашему мнению, позволит учителю оптимально функционировать по двум направлениям по предупреждению нарушений здоровья я учащихся в условиях учебно-воспитательного процесса:
– Модернизация образовательного процесса на уровнях технологий, содержания, структуры урока и учебно-воспитательного процесса в целом);
– Развитие нового сознания личности, связанной с сохранением и формированием здоровья каждого ученика и учителя (сознательное отношение к личному здоровью).
В соответствии с первого направления педагогам необходимо разрабатывать и внедрять систему уроков здоровья, среди которых отрасль «Физическая культура и здоровье» должна занять приоритетное место. Второе направление направлено на создание условий для удовлетворения биологической потребности учащихся в двигательной активности во время различных уроков.
Предложены пути оздоровительной деятельности педагогов по устранению негативных воздействий на здоровье и самочувствие учащихся школьного возраста в процессе урочной деятельности будут способствовать повышению уровня познавательной активности учащихся, их мотивации на учебную деятельность; устраняют разбалансировка эмоциональной сферы; оптимизируют процесс формирования навыков активного и здорового образа жизни (при условии комплексного воздействия других факторов по сохранению и формирования здоровья личности). В связи с последним определяется направление дальнейших исследований по проблеме «Теория и практика формирования физического самосовершенствования учеников разного возраста в условиях учебно-воспитательного процесса».

Похожее ...