Развитие и двигательной подготовленности детей с нарушением интеллекта

Развитие и двигательной подготовленности детей с нарушением интеллекта

Развитие и двигательной подготовленности детей с нарушением интеллекта

Особенности физического развития и двигательной подготовленности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Физическое состояние и двигательная подготовленность здоровых детей включает две сферы развития моторики – развитие крупных и малых движений. С помощью движений дети изучают свое тело. Они ползают, ходят, бегают, прыгают, ловят, бросают – все это требует координации движений и удержания равновесия. Если процесс физического развития идет в нормальной последовательности, дети познают свое тело и овладевают необходимые физические умения естественным путем. Однако, у многих детей с нарушениями интеллекта моторные движения ограничены. У детей с данной патологией возникают трудности с освоением этих умений, это оказывает негативное влияние на процесс развития и обучения, поэтому им требуется специальная помощь. Чтобы минимизировать влияние недостатков и максимально раскрыть потенциал детей, нужны специальные методы обучения, медицинская помощь, физическая реабилитация и поддержка со стороны взрослых.

Основой нарушения умственного развития ребенка является клиническая патология центральной нервной системы, относится главным образом к ее наиболее сложных и поздно сформированных мозговых структур. По мнению Л.С.Вигодского, “ядро дебильности” составляют слабость запирающей функции, инертность нервных процессов и повышенная способность к охранительного торможения.

Данные А.Р.Маллера, Г.В.Цикото, которые исследовали моторную недостаточность у детей с умственными недостатками, свидетельствуют о разносторонность ее проявления.

При умственной отсталости типа торможения определяется однообразие движений, замедленность, вялость, смущение

Когда преобладает процесс возбуждения, у детей наблюдается повышенная подвижность, но движения носят хаотичный характер, дети не могут выполнять последовательные, координированные действия. Очень часто такие дети не могут самостоятельно себя обслуживать. Детям с умственными отклонениями трудно выполнять тонкие дифференцированные движения руками и пальцами рук.

Недостаточное физическое развитие детей с умственными недостатками, по данным Л.В.Шапковои, приводит к возникновению соматических заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой системы, а также нарушений осанки, плоскостопности. Все это негативно влияет на общее развитие и обучение детей с умственными недостатками.

Для детей с нарушением интеллекта формирования способности осознавать свои действия, а тем более управлять ими, требует в качестве обязательного руководства и работы со стороны специалистов, так и желание самого ребенка и участия его родителей. В.И.Жулепов указывает, что ребенок с нарушениями интеллекта в значительно большей степени нуждается в своевременном и специально организованном педагогическом воздействии, чем ребенок нормально развивается, а результативность этого влияния во многом зависит не только от степени нарушения интеллекта у ребенка, но и от ее физического состояния.

Читайте также  Дидактические технологии профилактики школьного спортивного травматизма

Эта проблема неоднократно рассматривалась в психолого-педагогической и медицинской литературе в работах А.А.Дмитриева, В.М.Мозгового и др. Выявлено, что у умственно отсталых детей нарушения моторики может быть как первичным, так и вторичным дефектом. Однако, до сих пор остаются недостаточно освещенными многие вопросы стимуляции моторного развития умственно отсталых детей.

При изучении двигательной сферы (ходьба, бег) у умственно отсталых детей младших классов Н.А.Козленко наблюдал вялость, медлительность, недостаточную согласованность рук и ног, чрезмерное раскачивание туловища, закрепощение плечевого пояса и другое. У таких детей, по данным исследований Б.В.Сермеева и других авторов в значительной степени нарушаются физическое развитие, двигательные способности и, особенно, координация движений.

Соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить медико-биологический аспект физического развития и двигательной подготовленности детей, имеющих нарушения интеллекта.
  2. Определить уровень физического развития и двигательной подготовленности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта и сравнить его относительно нормативных критериев здоровых детей.

В соответствии с поставленными задачами и их решения использовались следующие методы исследования: анализ научной и специально-методической литературы; обобщение передового опыта практической работы; методы диагностики физического развития и двигательных способностей; статистическая обработка полученных результатов.

Результаты исследования. Экспериментальная часть наших исследований заключалась в определении состояния физического развития и двигательной подготовленности детей с нарушением интеллекта и сравнение их с нормативными показателями здоровых детей. Для ее реализации использовались стандартные антропометричные методы для измерения тотальных размеров тела. А также методы для определения функционального состояния (спирометрия и динамометрия).

Результаты антропометрических исследований детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта свидетельствуют о том, что показатели длины тела стоя, веса тела и окружности грудной клетки находятся в пределах нормативных, характеризующие данный возрастной период. Уровень надежности (95%) показателей тестирования и определены индексу параметры физического состояния характеризовались недостоверностью выборочных данных (Р> 0,05).

Специальное тестирование для определения способности удерживать статическое равновесие характеризировалось как ниже среднего уровня во всех исследуемых

Показатели кистевой динамометрии, которые характеризовали силу мышц-сгибателей кисти имели удовлетворительные уровне подготовленности во всех исследуемых и находились в пределах от 10,5 ± 1,61 кг до 16,6 ± 1,53 кг. В то же время относительный показатель силы мышц-сгибателей кисти от веса ребенка свидетельствует о хорошем уровне силовых способностей у ребят двух возрастных групп и девушек 10-12 лет. Сравнение результатов двигательного тестирования динамической, «взрывной» силы мышц ног и плечевого пояса детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта с нормативными показателями обнаружили удовлетворительный уровень как у парней так и у девушек.

Читайте также  Влияния массажа на функциональное состояние билиарной системы у детей

В то же время результаты прыжка в длину относительно длины тела свидетельствует о хорошем уровне силовых динамических способностей мышц ног как у ребят, так и у девушек. Показатели силовой динамической выносливости мышц туловища имели неудовлетворительный уровень развития, как у парней так и у девушек. Некоторые испытуемые не могли содержаться в положении вися, что свидетельствует о недостаточном развитии силовых качеств рук и плечевого пояса.

podvignie-igri-dlya-detey

Выводы данного исследования и перспективы дальнейших исследований

1. Анализ литературных источников позволил сделать вывод о том, что олигофрения у детей, обусловлена ​​экзогенными нарушениями мозга.

2. На возрастные изменения показателей физического развития вместе с биологическими и функциональными особенностями детей может влиять их двигательная активность. Умственные нарушения сдерживают естественное развитие двигательного анализатора детей данной патологии.

3. Индекс физического развития, по показателям веса, роста тела и окружности грудной клетки в разных возрастных и половых группах имеет следующие уровни: девушки 7-9 лет – выше среднего (38,7 усл. Ед.); девушки 10-12 лет – высокий (45,4 усл. ед.); ребята 7-9 лет – средний (36,9 усл. ед.); ребята 10-12 лет – выше среднего (42,2 усл. ед.).

4. Результаты двигательного тестирования детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта указывают на разные уровни проявления двигательных способностей.

5. Разработанная нами методика оперативного контроля за состоянием физического развития и двигательной подготовленности. А также позволяет на качественно новом уровне решать задачи формирования локомоторных функций, развития двигательных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Похожее ...