Спортивный травматизм и его профилактика

sportivnyy-travmatizm-i-ego-profilaktika

Спортивный травматизм и его профилактика

Готовность учителей физической культуры к их профессиональной деятельности

Анализ травматизма при занятиях физическими упражнениями показал, на его уровень влияет:

– несоблюдение учебно-тренировочной дисциплины;
– несоответствие спортивного оборудования условиям эксплуатации;
– неудовлетворительное состояние спортивных сооружений;
– нарушение техники выполнения физического упражнения;
– неумение тренера (инструктора, учителя) применять приемы страховки и его неспособность научить своих воспитанников приемам самостраховки.

Но с точки зрения предупреждения травматизма, успешность учебно-тренировочного процесса и сохранения здоровья ученика будут зависеть от готовности самого питомца к занятиям и профессионально-педагогического мастерства учителя (тренера) выполнить поставленные задачи при полной безопасности для спортсмена.

Анализ учебных программ в системе подготовки будущих специалистов физической культуры, ознакомление с содержанием учебников и учебных пособий дает возможность выдвинуть гипотезу, что целевой травмопрофилактичнои подготовки студентов спортивных специальностей не существует, поэтому поиск путей оптимизации знаний и умений предупреждения спортивного травматизма является сегодня актуальным.

Но основная проблема – это травмопрофилактична подготовка будущего специалиста физической культуры, который должен обеспечить сохранение здоровья своих учеников в системе их физического воспитания.

Формулирование целей работы: внедрить биомеханические технологии профилактики спортивного травматизма при преподавании дисциплины “Биомеханика” для студентов спортивных специальностей.

Изложение основного материала исследования

При преподавании модуля биомеханической структуры физических упражнений, акцентируется, что упражнение, как двигательное действие, влияет на упругую деформацию опорно-двигательного аппарата человека (упругая деформация позвоночника, грудной клетки, суставов, механические процессы сокращения мышц и др.). При перенапряжениях опорно-двигательного аппарата она вызывает процессы его механического разрушения, а механическое разрушение тканей тела человека в медицинской практике называют травмой.

Так как фактором травм тела человека есть соответствующие механические силы, то для предупреждения травматизма студентам необходимо объяснить природу возникновения этих сил при выполнении двигательных действий. Рассматривая кинематику, статику и динамику, усиливаем внимание студентов относительно влияния внешних и внутренних сил на травмоопасность физических упражнений, а именно: внешние силы возникают при взаимодействии частей тела человека. Распределение сил, приложенных к телу, на внешние и внутренние условно, так как являются физические упражнения, которые вызывают контактные силы (например, сила тяжести), которые нельзя четко распределить по внешним и внутренним воздействием на тело человека.

При объяснении природы силы инерции внешних тел (мера воздействия на тело человека, ускоренного человеком). Акцентируем, что кроме предметов, к которым прикладываются силы, ускорения предоставляется также биоцепей тела человека, которые имеют соответствующие массы. В этом случае их рассматриваем как инерционные массы, которые при предельных ускорениях могут вызвать травмы соединяющих частей тела человека – суставов. Так же освещаем, что сила упругой деформации, как процесс накопления и передачи механической энергии, вызывает кратковременную взаимодействие тел, результатом которой является значительное изменение скорости (падение, ударные действия, приземление после прыжков, выполнение упражнений с использованием трамплинов в гимнастике, акробатике и др. ), которая в природе физических явлений называется ударом.

В зависимости от коэффициента восстановления удары могут быть упругими и неупругими

Чем жестче тело, тем более упругий удар. Однако, все силы упругой деформации (ударные действия) при значительных показателях их величин могут вызвать разрыв тканей тела человека (разрушение), механическую восстанавливая деформацию позвоночника, суставов, если не обеспечить процессы демпфирования механической энергии (торможение, амортизацию).

Студенты должны усвоить, что сила тяжести и вес – это гравитационные величины, которые подчинены закону всемирного тяготения. Они являются влиятельными при любых движениях человека. Поскольку сила тяжести равна геометрической сумме сил тяготения (гравитационная сила) и центробежной (инерционная сила), то их составляющие будут влиятельными на сохранении равновесия (равновесие сохраняется тогда, когда общий центр масс тела не выходит за пределы площади опоры) и силу удара при падении (чем больше гравитационная масса, тем больше сила удара). Статистика травматизма свидетельствует, количество падений при потере равновесия у детей больше чем у взрослых, но степень полученных травм, как результат механического удара, гораздо меньше у детей. Это объясняется тем, что место расположения общего центра масс взрослого человека находится выше, а величина гравитационных масс больше. Поэтому и сила механического удара при падении будет больше.

Читайте также  Высокоинтенсивные промежуточные тренировки

Существенно влияние силы реакции опоры. Она равна силе действия тела на опору и направлена ​​в противоположную сторону. Если спортсмен находится в неподвижном состоянии, то влияние его силы тяжести вызывает статическую силу реакции опоры, но если тело человека движется с ускорением, то при контакте с опорой возникают силы динамической реакции. Силы динамической реакции опоры зависят от величины ускорения, массы тела и коэффициента жесткости тела. При изучении факторов спортивного травматизма было установлено, что силы динамической реакции опоры достаточно существенно влияют на травмы опорно-двигательного аппарата тела человека при столкновениях с предметами, другими спортсменами. А также при попадании в незащищенные части тела спортсмена мяча.

Сила воздействия среды, в которой человек совершает движения, может быть влиятельной на характер и тип спортивных травм

На первый взгляд водную среду является безопасным, но в нем возникают силы лобового сопротивления, зависящие от миделя тела и его скорости, которое движется относительно поверхности среды. Силы сопротивления водной среды прямо пропорциональны плотности и вязкости воды и могут вызвать значительные ударные травмы (например, при неудачных прыжках в воду). Такие же механические воздействия удара на тело может вызвать и снежная поверхность. В зависимости от характеристик снежного покрова изменяется тип спортивных травм при скоростных спусках и падениях.

Сила трения – это мера противодействия подвижном телу, направленного под углом, который образует полная реакция шероховатая поверхности с нормалью поверхности и будет зависеть от коэффициента трения

Сила трения при выполнении некоторых движений (например, выполнение упражнений на перекладине), падение с передвижением по направлению движения как элемент спортивной действия в игровых видах, может вызвать царапины. А также ожоги (поскольку механическая энергия трения при значительных скоростях переходит в тепловую), нарастание мозоли при систематическом трении и другие типы травм поверхности тела. Чаще всего для профилактики травм, вызванных силами трения, спортсмены используют соответствующую одежду и обувь, а также дополнительные защитные средства.

При преподавании модуля “Биомеханические основы техники физических упражнений”, предусматриваем оптимальное распределение внешних и внутренних сил для результативности действия, оговариваем, что иногда не оценивается собственная физическая готовность спортсмена к выполнению двигательных действий, поэтому в соответствии нарушаются дидактические принципы формирования двигательных умений и навыков.

Если не уделять значение биомеханическом анализа поз тела человека при выполнении упражнений на силу, гибкость, выносливость, то есть угроза возникновения перенапряжения биоцепей опорно-двигательного аппарата; например, приседания на одной ноге может вызвать травму коленного сустава опорной ноги неверная поза при подъеме веса – нарушение функций позвоночника; чрезмерное растяжение мышц при выполнении упражнения «шпагат» – микроразрывы мышц бедра, подвывих в тазобедренных суставах.

Читайте также  Самые прибыльные дебюты новичков в спорте

В модуле “Биомеханическое обоснования дозирования нагрузок” рассматриваем проблемы передозировки физических упражнений.

Объясняем, что оно может вызвать перенапряжение скелетных мышц человека, патологически изменить их структуру и функцию.

В свою очередь перенапряжение мышц отрицательно влияет на их биомеханические свойства:

увеличивается вязкость миофиламенты, что ухудшает процесс сокращения и растяжения мышц; теряется эластичность, и как следствие, уменьшаются рекуперативные свойства, то есть способность мышц к накоплению и отдачи механической энергии. В целом эти процессы ведут к ухудшению координации, потери экономизации функций. Как правило, перенапряжение скелетных мышц сопровождается отставными мышечными болями, негативно влияет на способность человека к выполнению физических упражнений.

В профилактике травматизма при занятиях физическими упражнениями значительную роль играют травмо профилактичный инструктаж, выполнение правил страховки, оказание помощи. Эти проблемы рассматриваем, при изучении модуля “Дидактическая биомеханика”.

Особое внимание на наш взгляд требует обучения детей в раннем возрасте навыкам падения

Необходимо достичь формирование у детей автоматизированной навыки к падению назад, вперед, в сторону по схеме: падение в группировке с перекатом по направлению движения – выполнение самостраховки на уровне устойчивого динамического стереотипа. Также доказываем, что полная страховка – это комплекс совместных травмо предупреждающих действий тренера и спортсмена при изучении сложных физических упражнений. А самостраховку рассматриваем как самостоятельные действия спортсмена, направленные на предупреждение травм. Чаще всего спортсмены изучают элементы самостраховки при падениях (перекаты, группировка), потере равновесия (соскоки, приземление), столкновении (изменение направления движения, мгновенная остановка). А также нанесении ударов (блоки, использование травмо предупреждающей экипировки). Но необходимо объяснить, что каждый вид спорта имеет свои специфические требования к элементам самостраховки.

Для выполнения приемов помощи существенное значение имеет опыт тренера или учителя физической культуры, на которого должен рассчитывать питомец. Необходимо знать технику выполнения упражнения, опасные элементы ее структуры, готовность спортсмена к выполнению и его индивидуальную технику, приемы страховки. Особое значение приобретает умение страхующего при помощи самому не получить травму от спортсмена, иногда бывает при высоко амплитудных движениях и движениях без опоры. Кроме этого, страхующий должен: иметь достаточную физическую подготовку для осуществления помощи, технически владеть приемами страховки. Осуществлять постоянный контроль за двигательными действиями спортсмена и своевременно корректировать его движения, сопровождая исполнение соответствующими подсказками.

Для закрепления учебного материала студентам предлагается подготовить реферат по профилактике спортивного травматизма. Который учитывается при оценке модуля “Самостоятельная работа студента”.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Для определения категорий опасности физических упражнений при преподавании дисциплины “Биомеханика” и применение технологий травмо- профилактики, предлагаем помнить:

– Опасность выполнения физических упражнений создают силы гравитации, инерционные силы и силы сокращения мышц;
– Большинство травм возникает при ударах, падениях и столкновениях;
– Изучение элементов страховки должно предшествовать изучению сложных физических упражнений
– Доза нагрузок (объем, интенсивность) – это граница между тренировочным эффектом и факторами нарушения состояния здоровья.

В дальнейших исследованиях запланирована разработка лабораторно-практических занятий по направлению “Профилактика спортивного травматизма” и организация межпредметных семинаров как для студентов, так и для преподавателей, за которыми закреплены спортивные дисциплины.

Похожее ...