Индивидуальные особенности пловца

Индивидуальные особенности пловца

Индивидуальные особенности пловца

Высокий уровень спортивных достижений свидетельствует, что всякое дальнейшее продвижение к завоеванию первенства в том или ином виде спорта лежит через подробно продуманную, научно обоснованную систему подготовки спортивного резерва. Значительное число работ отечественных и зарубежных специалистов, положительно повлияли на формирование общетеоретических положений и практических рекомендаций по оптимизации тренировочного процесса пловцов на этапах базовой подготовки. Однако нерешенных вопросов еще достаточно много.

Проблемы формирования оптимальной структуры подготовленности спортсменов, требуют, чтобы с одной стороны, они отвечали требованиям соревновательной деятельности в конкретной дисциплине, с другой стороны, основывались на учете индивидуальных особенностей спортсменов. Вероятность того, что процесс спортивного совершенствования будет разворачиваться в оптимальном варианте, зависит от того, как будет обеспечиваться спортивная коррекция. Которая предусматривает наиболее полное соответствие ее содержания, методов, форм, величины и динамики нагрузок индивидуальным особенностям спортсмена.
Однако по многим причинам принцип дифференциации и индивидуализации не всегда осуществляется на практике, в том числе и в плавательном спорте.

В настоящее время недостаточно информации по определению, и изучение внутригрупповых особенностей физической подготовленности студентов. Специализирующихся в плавании по преимущественным развитием компонентов физической подготовленности. В свою очередь это не позволяет планомерно строить процесс спортивного совершенствования, своевременно вносить коррективы в подготовку квалифицированных спортсменов, а также сделать его действительно управляемым на любом этапе подготовки.

Разработка этих вопросов является насущной потребностью и требует проведения дальнейших исследований

Практическая же значимость проблемы не вызывает сомнений.

Определить внутри- групповые особенности физической подготовленности студентов, специализирующихся в плавании. По преимущественным развитием компонентов физической подготовленности.

Результаты исследования и их обсуждение. Нами предполагалось, что проведенные исследования помогут объективно распределить студентов, специализирующихся в плавании на относительно самостоятельные группы, которые отличаются уровнем развития основных физических качеств, в свою очередь поможет дифференцировать учебно-тренировочный процесс.

С целью определения основных групп спортсменов, отличаются типологическими особенностями физической подготовленности по модельным, нормированным величинам исследуемых показателей были обработаны методом кластерного анализа. Определение расстояния между кластерами осуществлялось по методу Варда, тип расстояния – квадрат евклидовой расстояния. Проверка статистической гипотезы о достоверности различий между переменными в каждом кластере (типологической группе) осуществлялась с помощью дисперсионного анализа.

Читайте также  Развитие выносливости у пловцов-марафонцев

В итоге многомерного анализа для каждого исследуемого периода были обнаружены три основные типологические группы студентов, специализирующихся в плавании:

– С относительно равномерным развитием показателей физической подготовленности;
– С пониженным уровнем относительной силы основных мышечных групп;
– С повышенным уровнем относительной силы основных мышечных групп.

Названия типологических групп условны и отражают наиболее существенные различия, которые имеют место между ними. Прежде всего, они отражают те показатели, которые у спортсменов этой типологической группы выходят за пределы установленного ранее среднего уровня развития. Однако, различия между группами не ограничиваются только уровнем развития относительной силы мышечных групп.

Так спортсмены, образуют группу с относительно равномерным развитием показателей физической подготовленности, в подготовительном и соревновательном периодах имеют более высокие величины жизненной емкости легких и скоростной выносливости, соответствующие высокому уровню развития.

Пловцы с пониженным уровнем относительной силы основных мышечных групп в подготовительном и соревновательном периодах имеют пониженные показатели жизненной емкости легких и скоростной выносливости (близкие к низкому уровню). В переходном периоде к этому перечню добавляются еще и показатели общей, специальной и силовой выносливости.

Повышенный уровень относительной силы основных мышечных групп, у спортсменов третьей типологической группы. С повышенным уровнем относительной силы основных мышечных групп практически во всех периодах годичного цикла сочетается с небольшой массой тела спортсменов (по данным весо-ростового индекса), немного сниженными показателями жизненной емкости легких. Но высокими величинами общей, специальной и силовой выносливости.

Представительство студентов, специализирующихся в плавании в типологических группах меняется в разные периоды годового цикла

Кроме того, очень интересными оказались результаты изучения представительства пловцов с различными типами физической подготовленности в группах с неодинаковой возрастно-квалификационной динамикой спортивного мастерства. То есть среди спортсменов, результаты которых соответствуют квалификационным требованиям возрастной группы, опережают или отстают от них.

Читайте также  Художественная гимнастика — как искусство, грация и красота

Результаты указывают, что большая часть студентов, специализирующихся в плавании (59%), спортивные результаты которых соответствуют квалификационным требованиям возрастной группы или опережают их, являются представителями первого или третьего типологической группы. То есть характеризуются равномерным развитием показателей физической подготовленности имеют повышенный уровень относительной силы ведущих мышечных групп. Другая часть студентов (41%) выполняет разрядные нормативы, имея пониженный уровень относительной силы. Однако такая картина характерна преимущественно для юных спортсменов. Так, 28 из 41% приходится на часть младших юношей, 11% – на часть старших юношей. Часть юниоров с пониженным уровнем относительной силы составляет только 2%. Вероятно, что у юных пловцов недостаток силовой подготовленности может компенсироваться хорошим владением техникой плавания. Однако у юниоров возможности такой компенсации меньше.

Что касается студентов, специализирующихся в плавании, чьи спортивные результаты отстают от квалификационных требований возрастной группы, то здесь ситуация прямо противоположная: только 27% пловцов имеют 1-й или 3-й тип физической подготовленности. У подавляющего большинства (73%) спортсменов физическая подготовленность характеризуется пониженным уровнем развития силовых возможностей: из них 10% – старшие юноши и 63% – юниоры.

Таким образом, обобщение представленного фактического материала позволяет прийти к выводу, что учебно-тренировочный процесс студентов, специализирующихся в плавании не всегда обеспечивает необходимый уровень развития важнейших показателей физической подготовленности и, прежде всего, силовых возможностей спортсменов.

Безусловно, слабая силовая подготовка – одна из основных причин, снижает качество подготовки спортивного резерва в плавании

В связи с этим резонно предположить, что значительное улучшение спортивных результатов возможно лишь при условии ликвидации существующей пробелы в силовой подготовленности студентов, специализирующихся в плавании. С помощью специально организованного тренировки на всех этапах годичного цикла и многолетнего спортивного совершенствования. тренировки.

Результаты анализа «профиля» физической подготовленности пловцов служат хорошей предпосылкой для направленной коррекции учебно-тренировочного процесса. Его индивидуализации на очередном этапе годичного цикла или в следующем спортивном сезоне.

Похожее ...