Оценка результатов воспитания детей и подростков в спортивной деятельности

Оценка результатов воспитания детей и подростков в спортивной деятельности

Оценка результатов воспитания детей и подростков в спортивной деятельности

Оценка результатов воспитания детей и подростков в спортивной деятельности

Практика показывает, что сегодня, воспитательный процесс в ДЮСШ выступает необязательным дополнением к тренировочному процессу. Вместе с тем, как отмечают ведущие исследователи в области педагогики спорта, процесс спортивного воспитания необходимо умело направлять с помощью научно обоснования-ванной системы воспитательных воздействий. Однако, научное описание этих воздействий затруднен по причине недостаточной научной разработанности проблематики воспитания в спортивной деятельности. Одним из аспектов данной проблемы является диагностика у юного спортсмена наличии установок, и личностных качеств, соответствующих гуманистическим и олимпийским идеалам, и выступают конечным результатом спортивного воспитания.

Вопрос о номенклатуре олимпийских ценностей рассмотрено в работах Л. Жуковой, Л. Лубышева, Д. Маяускене, В. Новикова, С. Шукис. Обобщение материала этих исследований позволяет разделить олимпийские ценности на: общечеловеческие и социальные (равенство, мир между народами, смирение, солидарность, отсутствие дискриминации, национализма и т.д.); личные (финансовые выгоды, отношение к обману, победы любой ценой, благополучия, популярности и др.) ценности, связанные с личным развитием, совершенствованием (спортивность, самореализация, физическая подготовка, достижения и др.).

Проблематику этических олимпийских ценностей рассмотрен в работах Д. Маяускене, В. Новикова, С. Шукис. В этих исследованиях показано, что универсальной этической ценностью олимпизма можно считать соблюдение так называемой Fire Play, которая интегрирует взаимное уважение, установки на честную борьбу, честность, благородство, толерантность к соперникам и зрителям.

Читайте также  Физическая реабилитация больных хроническим энтеритом

Анализ названных и других публикаций показывает, что диагностический инструментарий, используемый в процессе исследований, можно условно разделить на специализированный – разработан для использования в спортивной практике, и неспециализированный – разработан для диагностики личностных качеств широкого круга лиц баз учета специфики их деятельности.

В контексте наших исследований наибольший интерес представляют специализированные диагностические средства

Среди которых отметим опросник Questionnaire of Sports Ethics (QSE) (авторы A. Ziolkowski, A. Strzalkowska, W. Saklak, B. Zaranska, I. Bonislawska,), созданный для определения отношения спортсменов к Fire Play. Отметим также стандартизированный олимпийский опросник, предназначенный для диагностики уровня сформированности олимпийских ценностей (авторы R. Telama, R. Naul, H. Nupponen, P. Voulle).

Однако, к нуждам названных инструментов можно отнести отсутствие проверки их валидности на отечественных выборках спортсменов, а также направленности на условия воспитательного процесса в детско-юношеском спорте. Указанное обусловливает нашу ориентацию на создание собственного диагностического инструментария.

Читайте также  Уникальные тренировочные устройства для всех и каждого

При этом мы исходим из того, что результат спортивного воспитания у детей и подростков можно оценить только при совокупном анализе ценностей, установок и личностных качеств. Эта позиция обусловлена тем, что даже высокий уровень развития названных компонентов, в одиночку не может служить надежным индикатором эффективности спортивного воспитания (например, черты характера могут быть сформированы под действием причин, не связанных со спортом. При этом, формирование тех или иных ценностных ориентаций может и не привести к формированию черт характера).

Исходя из приведенного выше положения, сформированность олимпийских ценностей может быть зафиксирована за фиксации интереса к занятиям спортом, стремление к самосовершенствованию, положительных высказываниях о спорте, готовности к занятиям спортом, занятий спортом с целью оздоровления и физического совершенствования. Наличие олимпийского характера у спортсмена может быть зафиксировано также в реальном поведении во время спортивной деятельности и за ее пределами, через анализ его поступков и действий.

Перспективным направлением научных изысканий рассматриваем исследования взаимосвязи между внутренними (терминальными, инструментальными) ценностями, соответствующие идеалам олимпизма и внешним качествам личности спортсмена.

Похожее ...