Тестовый контроль знаний специалистов физического воспитания

Physical-Education06В работе исследуется состояние знаний по основным профессиональных терминов у учителей физической культуры и студентов с курса факультета физического воспитания.

Одним из важнейших показателей готовности будущих учителей физической культуры к профессиональной деятельности является высокий уровень знаний. Как известно, составляющим компонентом профессиональных знаний выступают многочисленные профессиональные понятия. Понятия существуют в виде слова или словосочетания, следовательно, речь того или иного учебного предмета является основным показателем его состояния и прогресса.

С развитием общества, углубления и расширения научных исследований в области физической культуры и спорта меняются и уточняются профессиональные понятия, которые лежат в основе науки о физическом воспитании.

К сожалению, будущие специалисты физического воспитания недостаточно понимают и осознают сущность того или иного профессионального понятия и часто прибегают лишь к механическому запоминанию. Следствием такого усвоения знаний является то, что студент не видит логических функциональных связей между отдельными компонентами и не может профессионально применять их в реальном процессе физического воспитания. А это, как правило, негативно сказывается на состоянии методической подготовки учителей физической культуры. Сегодня использование понятий находит значительное применение в виде тестов как в условиях обучения так и во время проведения конкурсов, олимпиад и др.

Проблема использования педагогических тестов в физкультурном образовании не нова. Но применение их в условиях внедрения кредитно-модульной системы обучения на факультетах физического воспитания приобретает особую актуальность.

Использование тестов позволяет решать важные задачи в физкультурном образовании – от диагностики уровня знаний и умений к повышению эффективности самостоятельной работы студентов. Это связано с тем, что тест является одним из самых удобных и относительно объективных средств контроля знаний.

Вопросы тестирования нашло отражение как в рамках общей педагогической проблемы, так и в частности, и в физкультурном образовании.

Изучить состояние понятийной подготовки учителей физической культуры и студентов 3 курса факультета физического воспитания.

Результаты исследования и их обсуждение.

Как известно, основным общетеоретические предметом в системе подготовки специалистов физического воспитания является учебная дисциплина “Теория и методика физического воспитания” (ТМФВ).

Читайте также  Совершенствование программ по физическому воспитанию для общеобразовательных школ

Курс ТМФВ предусматривает изучение многих понятий, связанных с физическим воспитанием.

Каждая отдельная тема, изучается в рамках этой дисциплины требует усвоения прежде всего основных понятий, на которых базируется содержание этой темы. Знание и понимание студентами основных понятий является обязательным условием качественного усвоения соответствующей темы.

В наших исследованиях в качестве тестового задания использовано следующий вариант (с краткой инструкцией).

В левой колонке находятся хорошо известные спортивно-педагогические сроки.

В правой колонке – наиболее существенные признаки при определении этих понятий.

К каждому из сроков подберите наиболее существенные признаки, использовав слова правой колонки.

В итоге должно быть составлено 10 пар правильных ответов.Physical-Education05

Исследование проводилось с участием 77 учителей физической культуры и 79 студентов III курса факультета физического воспитания Черниговского государственного педагогического университета им. Т.Г.Шевченко.

Как свидетельствуют результаты исследований, наибольшее количество правильных ответов состоит в определении понятий “физическое воспитание”, “игра”, “сила”. Понятно, что эти термины относятся к наиболее популярным и применяемых в спортивной литературе и физкультурной практике.

При этом количественные показатели правильных ответов студентов с курса имеют преимущество над показателями учителей физической культуры.

Практически одинаковые показатели продемонстрировали студенты и учителя за качество знаний по срокам “урок” и “доступность”. Вместе с этим тревожным является тот факт, что почти половина студентов и столько же учителей предоставили “доступности” другое значение, чем “принцип” физического воспитания и уже совсем удивляют ответы учителей на определение профессионального термина “урок”.

Меньше правильных ответов как среди студентов, так и среди учителей отмечено в определении понятий «спортивная техника”, “двигательный навык”, “автоматизм”. По сути эти специфические термины относятся к составляющим характеристик физического упражнения как основного средства физического воспитания.

Анализ материалов исследования свидетельствует, что, к сожалению, ни среди учителей, ни среди студентов не нашлось таких, кто дал бы правильные ответы на все 10 вопросов. Дальнейший анализ полученных результатов предусматривал выявление зависимости между успешностью обучения студентов и качеством выполнения ими тестовых заданий.

Читайте также  Тесты для контроля уровня остаточных знаний студентов по физиологии человека

В зависимости от среднего балла стало возможным распределить студентов по уровням успешности обучения: высокий уровень – от 4,1 до 5 баллов; средне высокий – 3,6-4 балла; средний – 3-3,5 баллов. Сравнение количества правильных ответов студентов с высоким уровнем успешности свидетельствует, что подавляющее большинство из них правильно ответила на 7-8 вопросов. Студенты из средне высокой успеваемостью дают правильные ответы на 5-6 вопросов.

Вместе с тем, отдельные студенты, имеющие худшие показатели обучения затруднились ни одного правильного ответа.

Анализ ответов учителей с учетом педагогического стажа не дает основания для преимуществ в качестве знаний основных профессиональных терминов.

Вместе с тем, учителя городских школ лучше ориентируются в выполнении задания по сравнению с учителями сельских школ.

Именно среди контингента сельских учителей больше таких, кто не сумел дать ни одного правильного ответа. Лучшие знания среди учителей демонстрируют участники районных и областных профессиональных конкурсов, научно-практических конференций и семинаров.

Известно, что основательное усвоение профессиональных знаний достигается прежде всего путем понимания соответствующей информации.

Вместе с тем в основе понимания находится состояние педагогического мышления.

Таким образом, специфическая, сложная педагогическая деятельность требует от учителя прежде всего способности к пониманию процессов, происходящих в этой деятельности, умение отличать функциональные и педагогические задачи. Предметная компетентность учителя заключается в том числе в владении способами анализа учебно-воспитательного процесса в воспитании.

Полученные результаты дают основание констатировать, что уровень профессиональных знаний специалистов физической культуры не соответствует требованиям современной школы. Вместе с тем использование тестовых задач в условиях кредитно-модульной системы является одним из наиболее объективных подходов к оценке знаний студентов. Опираясь на результаты исследований с учетом успеваемости студентов появляется возможность прогнозирования как текущего обучения, так и результатов экзаменационной сессии.

Дальнейшие исследования направлены на разработку тестовых заданий разной сложности с учетом содержания учебных тем.

Похожее ...