Оптимизации изучения физиологии физических упражнений в нынешних условиях обучения в педагогическом университете

Physical-Education19В статье рассматривается проблема оптимизации изучения физиологии физических упражнений в нынешних условиях обучения в педагогическом университете. Исследована эффективность применения методических материалов обеспечения выполнения индивидуального учебного плана студента на печатной основе.
Проблема данной работы относится к общенаучной проблемы адаптации человека к различным условиям деятельности вообще и к проблеме научной организации умственного труда различных категорий населения в частности. Эффективность профессиональной подготовки учителя физической культуры определенным образом зависит от научной организации труда в обучении и воспитании.
Применение инновационных технологий (Куц А.С., 2002; Шиян Б.М., Генсерук Г.Р., 2006; Мединский С.В., Триняк М., 2008 и др.) В изучении учебных дисциплин медико-биологического цикла может способствовать формированию необходимого положительного приспособительного результата системы профессиональной подготовки на базе единого информационного пространства междисциплинарного направления исследований биоекомедицины (В.И. Гриценко и др., 2001).
Таким образом, проблема расширения технологических возможностей учебных пособий на печатной основе в профессиональной подготовке учителей физической культуры приобретает сейчас немалое значение (Мудрян В.Л., 2008) и требует углубленного исследования.
Цель работы – изучить возможность оптимизации профессиональной подготовки учителей физической культуры при изучении дисциплин медико-биологического цикла на основе внедрения учебных пособий на печатной основе.
Задачи исследования: 1) опыт изучить состояние вопроса в литературе и практике; 2) разработать экспериментальные модели-образцы учебных пособий методического обеспечения выполнения учебного плана по физиологии физических упражнений на печатной основе; 3) исследовать эффективность внедрения моделей учебных пособий на печатной основе в практику изучения курса физиологии физических упражнений; 4) разработать общие рекомендации по оптимизации изучения курса физиологии физических упражнений на основе внедрения учебных пособий на печатной основе.
Для выполнения поставленных задач были применены следующие методы: 1) педагогическое наблюдение; 2) физическое моделирование; 3) педагогический эксперимент; 4) анализ и синтез полученной информации.
Организация исследования. Исследования проведены в период с 2000 по 2007 годы на факультете физического воспитания педагогического университета. На разных этапах педагогического эксперимента было задействовано около 600 студентов III курса обоих полов в возрасте 20-23 года, которые учились по разным физкультурными специальностям по учебному плану и программам профессиональной подготовки учителя физической культуры. Эффективность инновации определялась по экзаменационным оценкам успешности, по результатам учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов по физиологии физических упражнений, по результатам государственного комплексного квалификационного экзамена.
Результаты и их обсуждение. В целом необходимость разработки и внедрения учебных пособий на печатной основе для методического обеспечения выполнения индивидуального учебного плана по физиологии физических упражнений была вызвана желанием перестройки учебного процесса с целью оптимизации изучения данной учебной дисциплины. Наиболее весомые предпосылки для этого были на лабораторном практикуме. Структура его полностью удовлетворяла условия обучения как по задачам физиологии физических упражнений, так и по материальным обеспечением, и за соблюдением межпредметных связей (например, с основами научных исследований и валеологией). Авторская разработка цикла лабораторных работ исследовала последовательно влияние физической работы циклических упражнений различной мощности на основные показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, влияние статических упражнений, временные интервалы восстановления специальной работоспособности после выполнения силовых упражнений и программы активного отдыха, характер приспособления к гипоксии при выполнении циклических упражнений различной мощности. Предусматривались научные отчеты по каждому реально проведенного исследования, которые включали математическую обработку полученных первичных данных (например, показателей производительности кардиореспиаторнои системы), анализ, выводы и рекомендации. Была предусмотрена возможность подготовки научной статьи по материалам реальных исследований и научно-практической конференции, где студенты не только могли выступать с докладами, но и участвовать в дискуссии. Качество выполнения отчетов, активное участие в конференции определяли определенным образом оценку во время семестрового контроля (экзамена). Позже данные элементы познавательной деятельности студентов были трансформированы в соответствующие критерии оценки успеваемости студентов по кредитно-модульной системе и внесены в информационного пакета научно-методического обеспечения дисциплины.Physical-Education12
Для совершенствования организации аудиторной работы студентов нами были предложены рабочие тетради лабораторного практикума на печатной основе. Они включали в себя распечатанную методику опытов, контрольные вопросы для теоретической подготовки, домашние задания. Это должно определенным образом окультурить учебную работу студентов и облегчить труд преподавателя по контролю выполнения задач.
Продолжение поисков в этом направлении привело к разработке и внедрению в учебный процесс еще нескольких учебных пособий, а именно: рабочих тетрадей для конспектов лекций и самостоятельной подготовки. Эти тетради имели определенную формализованную структуру, что позволило сделать эти виды учебной работы более целесообразными.
Позже нами был разработан еще одно учебное пособие, названный “Организация изучения курса физиологии физических упражнений”. Это своеобразный информационный справочник-путеводитель, содержащий сведения о правовой базе обучения, учебную программу дисциплины, программу самостоятельной подготовки, программу кредитно-модульной организации обучения и модульно-рейтингового контроля, программу отработки пропущенных занятий, рекомендации и советы для подготовки научного отчета, доклада, реферата, экзаменационные вопросы, список рекомендованной литературы и другую полезную для студента информацию. Это повысило осведомленность студентов, способствовало пониманию учебной информа¬ции в процессе формирования профессиональных знаний, умений и навыков, уменьшило затраты времени на консультации по элементарным вопросам организации учебного процесса.
Однако есть существенное предостережение: эффект отмечен лишь у тех студентов, которые активно и адекватно работали данным учебными пособиями (старались максимально реализовать технологические возможности данных физических моделей познавательной деятельности). В целом же при благоприятных условиях на занятиях по физиологии физических упражнений наблюдалась активизация познавательной деятельности студентов, оптимизация профессионального становления учителя физической культуры.
Сравнение успеваемости по физиологии физических упражнений академических групп к нововведению и после него, а также студентов, которые пользовались предложенным учебными пособиями и работавших по традиционной схеме, выявило повышение ее в среднем на 15%, при этом качество знаний выросло примерно на 20% ( р <0,05). Данная закономерность подтвердилась на протяжении нескольких лет педагогического эксперимента. Это дало основание для рекомендации внедрения аналогичных учебных пособий из других биологических учебных дисциплин (например, нормальной физиологии человека, возрастной физиологии), что и было реализовано авторами.
Вывод. Применение учебных пособий на печатной основе для оптимизации изучения курса физиологии физических упражнений дало ощутимый положительный эффект повышения успеваемости и качества знаний по данной учебной дисциплины, благоприятно отражается в целом на результатах профессиональной подготовки учителя физической культуры.
Рекомендации. Учебные пособия в виде рабочих тетрадей на печатной основе по физиологии физических упражнений определенным образом экономят рабочее время студента и преподавателя, способствуют научной организации и культуре умственного труда, активизируют в определенной степени познавательную деятельность, допускают вариативность учебной деятельности в зависимости от психофизиологических особенностей студентов (дифференцированный и индивидуальный подход), а потому могут быть рекомендованы к использованию в едином информационном пространстве учебных дисциплин медико-биологического цикла на факультете физического воспитания.
Перспективы дальнейших исследований. Представляет определенный интерес исследование эффективности внедрения учебных пособий на печатной основе для оптимизации изучения других дисциплин медико-биологического цикла в профессиональной подготовке учителя физической культуры.

Читайте также  Воспитательная работа с подрастающим поколением

Похожее ...