Готовность учителей физической культуры к их профессиональной деятельности

gotovnost-uchiteley-fizicheskoy-kultury-k-ikh-professionalnoy-deyatelnosti

Готовность учителей физической культуры к их профессиональной деятельности

Готовность учителей физической культуры к их профессиональной деятельности

При определении признаков мотивационного критерия и соответствующих им уровней готовности будущих учителей физической культуры к их профессиональной деятельности учтено характер осознания важности значения физической культуры и спорта в жизни каждого человека, желание постоянно совершенствовать спортивное мастерство, отношение к будущей профессии, стремление овладевать новыми знаниями в указанной сфере.

Формирование мировоззренческой системы научно-практических знаний и отношение студентов к здоровому образу жизни занимает ведущее место в работах ученых. Эти знания необходимы для того, чтобы понимать природные и социальные проблемы здоровья человека, уметь их творчески использовать для профессионального становления, самосовершенствования, чтобы организовывать здоровый образ жизни во время обучения в высших учебных заведениях и в будущей профессиональной деятельности.

Показатели профессиональной мотивационной направленности определялись с помощью анкеты, наблюдения за поведением студентов, индивидуальных бесед.

Анкета для определения мотивационной направленности студентов содержала вопрос о профессиональной мотивационной направленности и вопросы мотивации потребностей. Которые раскрывают отношение и соблюдение студентами правил здорового образа жизни, двигательной активности, вредных привычек и др.

Анкетирование позволило установить общие тенденции в мотивационной сфере будущих учителей физического воспитания по выбранной профессии, и соблюдение и осознание студентами компонента технологий, сохраняющих здоровье.

Среди доминирующих причин выбора профессии учителя студенты назвали следующие:

– “желание заниматься физической культурой с детьми”,
– “способствовать укреплению здоровья и физическому развитию подрастающего поколения”,
– “любовь к детям”,
– “желание заниматься тренерской работой”.

Но были полностью противоположные ответы: “Не было другого выбора”, “по желанию родителей”, “по примеру друзей” – 23,4% всех опрошенных.

На вопрос “понравилось Вам работать на должности учителя физической культуры во время педагогической практики?” большинство студентов (71,8%) ответили утвердительно. Среди положительных моментов в работе учителя студенты отмечают: “захват физической культурой детей младшей школы” и отмечают сложность привлечения к двигательной активности детей среднего и старшего школьного возраста; “Приятные ощущения от обучения новым двигательным умения, от осознания себя учителем”. Очевидно, такие студенты направлены на педагогическую деятельность, руководствуются преимущественно социально-профессиональным мотивам.

Читайте также  Компьютерные технологии в методической компетентности учителя физической культуры

При этом только 36,5% из них ответили, что действительно хотят работать учителем физической культуры в школе после окончания вуза. 14,2% отдают предпочтение работе тренера. Таким образом, общее количество желающих работать по специальности – 50,7%. Среди негативных явлений, которые влияют на желание работать по специальности, студенты называют: “непристижнисть профессии”, “плохой или вообще отсутствием материально-техническую базу”, “отношение общества к работе учителя вообще и физической культуры в частности”, “большую ответственность и неадекватную зарплату “.

Второе направление предусматривает получение студентами фундаментальных знаний об анатомо-физиологические, морфофункциональные, психологические и биомеханические особенности человека, знаний особенностей физиологического развития и становления двигательной функции детей.

Анализ современной системы биомеханических знаний разрешения нам определить следующие основные составляющие:

– биомеханический анализ, как специфический метод исследования в биомеханике;
– основы биометрии;
– инструментальные биомеханические методы исследования;
– измерения биомеханических характеристик.

В действующей системе обучения учебный материал курса “Биомеханика физического воспитания и спорта” условно можно разделить на следующие составляющие: общая биомеханика; биомеханические характеристики тела человека и его движений, биомеханическая система двигательного аппарата; биомеханика двигательных действий; биомеханика двигательных качеств; моторика в онтогенезе.

Исследование уровня знаний, сформированности умений и навыков студентов проводилось по каждому из приведенных выше направлений.

На первом этапе исследования нами были разработаны тестовые задания, которые позволили оценить уровень знаний студентов по биомеханического анализа (раздела биомеханики), как одного из способов изучения двигательной функции человека.

По результатам тестирования высокий уровень знаний по данному разделу биомеханики показали 6% студентов; высшей среднего – 12%; средний уровень – 28%; ниже среднего – 30%; низкий – 24%.

Полученные результаты указывают на необходимость пересмотра учебного материала по биомеханике и потребность изложения материала в соответствии с требованиями настоящего, включение в учебную программу по биомеханике раздела “Биомеханический анализ”, как способа изучения двигательной деятельности человека.

Современный уровень развития физической культуры, как и спортивных достижений, требует дальнейшего изучения антропометрических особенностей человека, которые существенно изменяются со временем и влияют на специфику решения двигательных задач в физической культуре и спорте.

Читайте также  Интеграция физической культуры в духовность

Морфологический статус человека во многом определяет ее функциональные возможности

Которые в конечном счете отражаются на склонности к различным видам деятельности. В связи с этим лица с определенными чертами строения тела оказываются более, чем другие, пригодными к эффективному решению определенных двигательных задач так высоких достижений в конкретных видах спорта.

Уровень знаний и умений по биометрии определялся по результатам практического задания по определению соматометрических профиля ученика и ответов на вопросы по альтернативной ответом.

С целью определения соматометрических профиля ученика студентам было предложено составить программу измерений, в которую входило исследование следующих показателей: масса (вес) тела длина (рост) тела, головы, туловища, верхней конечности, плеча, предплечья, кисти, нижней конечности, бедра, голени, стопы; окружность грудной клетки (ОГК) (на вдохе, на выдохе) обхват плеча, предплечья, бедра, голени. Все измерения проводились в соответствии с требованиями каждой методики.

Большинство студентов показали высшей среднего и высокий уровень знаний по двум задачами, что по нашему мнению является вполне предсказуемым результатом, ведь в третьем семестре студенты изучают курс “Метрология физического воспитания и спорта” в объеме 72 часов.

Полученные результаты позволили сделать вывод о нецелесообразности глубокого изучения раздела биомеханики “Основы биометрии”, целесообразность включения этого материала в сокращенном виде, обзорно только как частный лекции с позиции раскрытия сущности метрологии в биомеханике, ведь содержательный материал дисциплины “Метрология физического воспитания и спорта” достаточно раскрывает вопросы указанного направления.

Следующим вопросом нашего исследования была оценка уровня знаний студентов современных аппаратурных комплексов и измерительных систем, используемых в биомеханике

Исследование сформированности умений и навыков по использованию современных аппаратурных комплексов и измерительных систем, используемых в биомеханике, проводилось с помощью практического задания. Студентам было предложено составить программу диагностики параметров движений человека с помощью аппаратурных комплексов и измерительных систем, с учетом и описанием биомеханических характеристик.

Полученные результаты свидетельствуют о низком уровне знаний и умений студентов из указанного раздела биомеханики. Значительно улучшить полученные результаты можно, изменив и дополнив формы и методы обучения и контроля.

Похожее ...