Физическая подготовка детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи

Физическая подготовка детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Физическая подготовка детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Проблема данной работы относится к общенаучной проблемы морфофункциональных резервов жизнеспособности и здоровья различных контингентов населения. Физическое развитие и физическая подготовленность подрастающего поколения являются критериями здоровья каждого ребенка.

Для обеспечения успешной двигательной активности взрослого человека, его здоровья и работоспособности необходимо закладывать прочные основы адекватного физического развития, физической подготовленности и здоровья с раннего возраста. Задачи укрепления здоровья, формирования телосложения и развития и совершенствования двигательных навыков и двигательных качеств детей решаются в процессе физической подготовки.

Изучение состояния здоровья детей во взаимосвязи с физическим воспитанием важно для обоснования профилактических мероприятий и укрепления их здоровья

Критическая ситуация, которая сейчас сложилась в стране, связанная с негативными изменениями в состоянии здоровья и физической подготовки детей.

Изучение дошкольного периода развития ребенка является очень актуальным и в определенной степени восполняет белые пятна в изучении физического развития человека, роли физической подготовки в формировании, укреплении и сохранении здоровья подрастающего поколения.

Задачи исследования:

1) изучить состояние вопроса в литературе и практике;
2) выявить особенности физической подготовки детей младшего дошкольного возраста и возможности коррекции ее;
3) разработать общие рекомендации по корректировке физического развития и физической подготовки в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Для решения поставленных задач были применены следующие методы:

1) изучение и анализ литературных источников (научной и профессиональной литературы);
2) педагогические наблюдения;
3) метрологическое тестирование;
4) математические методы вариационной статистики (метод средних величин) и парного корреляционного анализа;
5) анализа и синтеза полученной информации.

Педагогическими наблюдениями были охвачены 45 детей старше 3 лет, метрологическими испытаниями – 44 ребенка. Испытания физической подготовки проводились в спортивном зале и включали программные прыжковые и метательные упражнения.

Заметим, что физическая подготовка в данном исследовании понимается нами как результат (синоним физической подготовленности), а не как процесс.

Результаты внеочередного контрольного среза физической подготовки детей 3 лет по нескольким тестовыми упражнениями (доступными для потребления в условиях детского дошкольного учреждения), полученные в метрологическом тестировании, приведены ниже в таблице. В ней представлены результаты 18 детей, прошедших тестирование по всем предложенным физическими упражнениями. Часть детей была временно отсутствует на занятиях по причине эпидемии гриппа в городе (уже практически закономерно повторяется из года в год).

Полученные данные мы сравнивали со среднестатистическими возрастными нормами. Для приблизительной оценки физической подготовки в прыжках и метаниях пользовались таблицей средних показателей основных движений у детей 3-6 лет по программе “Малютка”.

Сравнение с возрастными нормативами выявило детей с неодинаковыми уровнями физической подготовки по разным тестам. Часть детей не смогла в силу тех или иных причин выполнить нормативы предложенных тестов.

Читайте также  Планирование и организация работы детского туризма в условиях современного дошкольного учреждения

В целом прыжковую и метательное подготовку в данной выборке на момент тестирования следует считать удовлетворительной

Среди исследованных детей нами были выявлены: с хорошей физической подготовленностью 5 детей (примерно 28%), с удовлетворительной – 11 (около 61%), с неудовлетворительной – 2 (примерно 11%). Как видим, в целом результат, удовлетворительное.

Для оценки физической подготовленности как одного из критериев здоровья мы считали, что ранг в 4-5 баллов означает полностью здорового ребенка, 3 балла – практически здоровую (жизнеспособную) ребенка, менее 3 баллов – ослабленную ребенка (в том числе и педагогически запущенный как мало жизни способную в системе “школы выживания” на данный момент).

В целом полученные нами результаты тестирования детей дошкольного возраста и педагогических наблюдений соотносятся с результатами, известными в специальной научной и профессиональной литературе.

Таким образом, обследованы дети имели практически удовлетворительный уровень физической подготовки, что может свидетельствовать о нормальном их здоровья как для нынешних условий жизни в г.. Чернигове. Однако обнаруженные дети с недостаточным уровнем физической подготовленности отнесены нами к ослабленным и педагогически запущенных. Они требуют несколько большего внимания и индивидуальных занятий, в том числе по физической культуре, для своевременной социализации и дальнейшей адаптации к условиям обучения и воспитания в детском саду и школе.

Изучая специальную и профессиональную литературу [1-3 и др.], Мы убедились, что существует богатый апробирован арсенал средств физического воспитания, которые могут реально помочь корректировать физическое развитие, физическую подготовленность и здоровье ослабленных и педагогически запущенных детей дошкольного возраста с учетом эргономических , физиологических и психологических особенностей.

Выводы

1. Изучен состояние вопроса о физической подготовленности как один из критериев здоровья и предпосылка адаптации к условиям обучения и физического воспитания в дошкольном учебном заведении в литературе и практике. Выявлено, что обучение и физическое воспитание в дошкольном учебном заведении представляет для детей младшего дошкольного возраста своеобразный критический период. С меньшей “ценой адаптации” его преодолевают здоровые дети с хорошим физическим развитием и адекватной физической подготовкой. Они успешно усваивают учебную программу, чувствуют себя более или менее комфортно в коллективе группы, продолжают успешно развиваться под педагогическим влиянием физических упражнений, проявляют хорошую физическую активность и, как правило, охотно занимаются физической культурой.

2. Выявленные особенности физической подготовки детей младшего дошкольного возраста (3 года) в процессе внеочередного контрольного тестирования выполнения определенного набора физических упражнений, доступных для условий детского дошкольного учреждения.

К общим особенностям следует отнести:

а) возрастные морфофункциональные резервы адаптации детей дошкольного возраста к условиям деятельности;
б) наличие сенситивных периодов физического развития;
в) отсутствие требований и возрастных норм для контроля физической подготовленности детей младшего дошкольного возраста в программе физического воспитания в ДОУ;
г) биомеханические, психофизиологические и педагогические аспекты недостаточной технической, физической и психологической подготовки детей в основных движениях (прыжках и метаниях).

Читайте также  Проблема физической подготовки детей среднего дошкольного возраста

К индивидуальным особенностям следует отнести:

а) наличие индивидуальных отклонений в физическом подготовленности как в сторону превышения среднестатистической возрастной нормы (акселерация затронула и детей дошкольного возраста), так и в сторону явного отставания в физическом подготовленности отдельных детей (наличие детей с ослабленным здоровьем, недостаточным и замедленным физическим развитием (ретарданты) и педагогически запущенных в семье и детском саду);

б) возможность коррекции физической подготовленности ослабленных и педагогически запущенных детей средствами физического воспитания в детском дошкольном учреждении и семье. Эти особенности могут играть как положительную, так и отрицательную роль в адаптации детей к условиям обучения и физического воспитания в дошкольном учебном заведении, а затем и в школе. Особенности физического развития и физической подготовки, которые характерны для ослабленных и педагогически запущенных детей, нуждаются в своевременной, обоснованной и упорной коррекции с помощью оздоровительных средств.

Рекомендации

Ниже приводим общие рекомендации, которые адресованы начинающим инструкторам физической культуры, воспитателям и родителям. Подробные рекомендации по методике оздоровительно-воспитательной работы можно почерпнуть из распространенной литературы.

1. Изучайте систематически показатели физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста как компонентов здоровья и предпосылки адаптации к условиям обучения в дошкольном учебном заведении и позже в школе, чтобы более-менее оперативную информацию.

2. Развивайте активно физические навыки и двигательные качества детей дошкольного возраста, учитывая общие и индивидуальные особенности онтогенеза и начиная с самого раннего возраста. Не допускайте потерь по причине игнорирования сенситивных периодов развития организма и дефицита внимания в отношении конкретных детей.

3. Корректируйте своевременно физическое развитие ослабленных и педагогически запущенных детей, применяя богатый арсенал оздоровительных средств физической культуры. Внесите свой вклад в разработку методических материалов и нестандартного оборудования для обеспечения оздоровительной работы с выявленными ослабленными и педагогически запущенными детьми.

4. Объедините свои усилия все, кто имеет отношение к важной задаче обеспечить достойный ребенка III тысячелетия физическое развитие и физическую подготовленность детей дошкольного возраста, которые будут положительно влиять на их психическое развитие и здоровье, должным образом обеспечивая адаптацию к условиям обучения и физического воспитания в детском саду и школе.

Перспективы дальнейших исследований. Представляет интерес изучение эффекта внедрения в практику расширенного перечня тестовых упражнений.

Похожее ...